Серый Кардинал
Александр работал в компании с самого её основания, почти со времён августовского путча, продавая вначале китайские товары в подвале - с которого начиналась корпорация - а потом включившись в проекты посложнее и через 10 лет он курировал самые сложные технологические проекты, а ещё через 10 лет курировал в принципе все инновации в компании. Серый кардинал, хотя и не красный - не Арман Ришельё, по весу и влиянию, а, скорее, Франсуа́ Лекле́р дю Трамбле́ - Отец Жозе́ф.
Как можно было понять эту его роль?
Ему достаточно было сказать, глядя на любого сотрудника почти на любой позиции, хоть гендира одного из юрлиц, что вот этот - "гов..о"! - и раз... и уже завтра нет больше человека в компании, разве что позиции VP были недоступны для столь прямого влияния. Прямо как Стив Джобс, про которого ходили истории, что он мог проехать с сотрудником в лифте, а из лифта сотрудник уже мог выйти безработным.
Вот он-то и посоветовал шефу купить французскую компанию N с офисами под Ниццей в техно-парке София-Антиполис. На этом месте позволю себе остановиться поподробнее - не все знакомы с этим ИТ центром, чем-то схожим с ИНТЦ Сириус в Сочи, моей текущей локации.
София Антиполис
«София-Антиполис» - это технопарк, заложенный в 1970 году как центр в области вычислительной техники, электроники, фармакологии и биотехнологий. Здесь находится штаб-квартира консорциума W3C, что утверждает и развивает CSS, HTTP, HTML, XML, PNG и другие стандарты, благодаря которым вы это всё сейчас читаете. Здесь работают HP, IBM, SAP, Scheider Electric, ARM, Infenion, STM, Honeywell и десятки других известных и не очень компаний из мира микроэлектроники и вычислений, агентство по стандартизации в телеком ETSI (если вы читаете это с телефона - то тоже пользуетесь результатами работы этой структуры, ведь они определили форматы GSM), несколько Университетов и Высших Школ Франции. Вобщем, логика выбора локации для нашей компании N была понятна - но одновременно и опасна, ведь сотрудники в любой момент могли расстроиться, как это часто бывает с ИТ-шниками, и, просто перейдя дорогу, устроиться в любой другой компании - собственно, те же проблемы что и в Сириусе.
София Антиполис построена в «чистом поле» (точнее, предгорье) - опять же, почти как и Сириус, но здесь вообще нет никакой городской инфраструктуры, лишь живописно разбросанные по склонам малоэтажные офисы и добраться до любого места без автомобиля или другого личного транспорта сложно. София Антиполис также наверное, одно из самых интернациональных мест во всей Франции, ее "дневные" обитатели - это несколько десятков тысяч инженеров и исследователей из более чем полусотни стран. И опять же - определённая аналогия с Сириусом есть, хотя, последнему, конечно, пока ещё далеко - но он же ещё совсем ребёнок, ему нет и 10 лет, тогда как история Софии-Антиполис перевалила за полвека.
А название своё технопарк «София-Антиполис» получил в честь Софии Григорьевны Гликман-Тумаркиной, еврейки по происхождению и уроженки Киева, супруги основателя технопарка - французского сенатора Пьера Лаффитта - переводчицы, сотрудницы Национальной библиотеки Франции, профессора кафедры русской литературы Университета Сорбонны, автора "Литературного наследства". Да-да, ведущий французский ИТ-центр назван именем человека, продвигающей русскую культуру, ушедшей из жизни за день до моего рождения...
Вот здесь-то и сидели наши коллеги из французского подразделения. И им было весьма комфортно - хороший климат, средиземноморская кухня, внизу - Лазурный Берег, вверху - Альпы, и тут какие-то русские медведи со своего севера задают им вопрос - а где результат?
Какой-такой результат?
Не, и правда, какой-такой результат? Тут - Лазурный Берег, там - Альпы, приходите попозже, всё будет... Но "попозже" никого в Питере не интересовало, рынок требовал продукт уже сейчас и конкуренты не спали, а активно по нему бегали, как тараканы по кухне после внезапного включения света.
В марте в питерский офис уже приезжали их коллеги на закланье в заложники - результат получался, но это был результат прошлого года, а на дворе уже был выход следующего продукта. Близился август, и шеф потребовал (согласно плану, который вроде как все видели и утверждали) релиз нового продукта - очередного собственного процессора, но в ответ услышал - какой релиз? На носу август, мы же в Ницце, на улице +32, но ощущается как +38 и вся компания дружно идёт в отпуск. На месяц. Так что, как говорится, пока-пока, счастливо оставаться.
Шеф вскипел и требовал всем отпуск отменить, вернуть всех на рабочие места и дружно приналечь на вёсла этой галеры, ибо рабам и плебеям негоже перечить патрициям (по крайней мере, такое ощущение у него создавалось после руления российскими сотрудниками). Но на французской галере гребцы вскинулись сразу, а если быть точным - они просто направили жалобу в профсоюз, который незамедлительно постановил - рабство и кандалы отменить, отдыхать всех отправить, а учредителям пригрозить судами.
Ещё чуть позже выяснилось, что компания, конечно, занята основным проектом, но прямо сейчас намерена сдавать не его, а второстепенные продукты, которые приносили существенно меньше денег, но сроки по которым тоже уже подходили. А что делать с основным - Ну, мелкие сдадим, а потом и основным займёмся - передали наверх французы.
Шеф направил требование перестать страдать ерундой и заняться флагманским продуктом, но... получил решение уже сразу суда, который постановил - негоже ущемлять права миноритарных акционеров, которые продвигали эти мини-проекты, ибо это противоречит духу рынка и открытой конкуренции, потому велел делать так, как хотела компания, а не как хотел какой-то там её владелец, хоть он главный, хоть самый главный. Да, французская компания только на 90% принадлежит корпорации, а остальные 10% были у миноритариев, которые, как не удивительно, обладали правом голоса.
Шеф был в ярости, он рвал и метал, и вопрошал - кто? Кто тот человек, что надоумил его купить этот кусок не будем говорить чего со стойким "ароматом Франции"? Ответ вы уже знаете - тот самый Александр, наш серый кардинал.
Через полгода, может чуть больше, Александр уже был в Ницце. Он заранее изучал французский язык, а после принятого решения отправить его исполнительным директором с контролирующими функциями в компанию N он уже вовсю готовился к полноценному переезду, с ВНЖ и правом на работу. Счастливая пенсия на Лазурном Берегу... (увы, пенсия его ждала только российская)...
Жизнь текла, компания работала, соседи занимались своими делами, а Александр по привычке писал шефу в Питер - "а вот этот Мистер или Миссис - гов..о", но, внезапно, шеф окатил его ответом, как из душа ледяной водой - Спасибо, Саша, но больше я в твоих советах не нуждаюсь.
Александр наконец понял, что это его почётная ссылка, подальше с глаз долой. И теперь он самый что ни на есть французский подданный, русский эмигрант, уважаемый, но немного, что ли, беззубый. А, с другой стороны, это же такое счастье, иметь возможность, наконец, отдохнуть от корпоративного бесконечного и коллективного бессознательного.
"Neighbourhood Community Safety! Warning, CCTV in operation!"
Как только Александр туда заселился, то все местные соседи... даже не обратили на это внимание, одним русским в Ницце больше, одним меньше - какая разница, их тут столько! Беззаботную жизнь омрачало лишь то, что по местным законам на отдельный дом полагался такой минимум-миниморум, элеткроэнергии, что если ты хочешь вскипятить чайник, то надо не забыть отключить кондиционер... А летом там, напомню, по ощущениям под 40...
А впереди его ждал ремонт того самого дома. Местные не то чтобы не хотели - они были готовы заниматься ремонтными работами, но в формате "какой-такой результат? Тут Лазурный Берег, там Альпы, не спеши, когда-нибудь мы обязательно закончим". Наученный опытом общения с местными, Александр решил сразу - таджики. Нет, таких тут нет, а потому выбор пал на румын.
Как только соседи увидели на улице старый фургон с румынскими номерами, в тот же вечер все ворота были заперты, окна закрыты наглухо, а на каждом заборе появилась надпись:
"Neighbourhood Community Safety! Warning, CCTV in operation!", что означало, примерно - под защитой общинного соседства! Внимание, ведётся видеонаблюдение. Потому что приехали какие-то стрёмные румыны, наверняка цыгане, и всех тут сейчас обокрадут... И это они ещё тогда не знали, что вскоре к ним приедут целые волны "гуннов" и "готов", из Африки и Азии, которых намалёванными на заборе надписями будет уже не остановить...
============
Больше историй из найма и адаптаций и увольнений здесь.