На онлайн-дискуссии проекта «Retrogradu.Net — Архитектура Петербурга» эксперты назвали самые важные для города проекты, заявленные на ПМЭФ-2024, и обсудили перспективы их реализации.
На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) были подписаны 69 соглашений на общую сумму более 1,2 трлн рублей. Все ли соглашения дойдут до реализации? Какие ранее заявленные на ПМЭФ проекты так и не были воплощены и почему? Эти вопросы обсудили эксперты на онлайн-дискуссии, организованной отделом конференций РБК Петербург и проектом «Retrogradu.Net — Архитектура Петербурга».
Для начала экспертов попросили назвать важные и значимые для города проекты, представленные на форуме. По мнению Александра Ходачека, президента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Петербурге, это всесезонный курорт в Горской, где и площадка освобождена, и инженерные сети есть, а главное — есть выход к морю. «Это мечта всех жителей города, чтобы город вышел к морю», — говорит он. К тому же проект поддерживает Ростуризм.
Елена Бодрова, вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов, более реалистичными считает широтную магистраль — весьма значимый инфраструктурный проект для города, а также развитие промышленных предприятий, в том числе индустриальных парков.
Антон Новиков, генеральный директор ООО «ШМСС», естественно, ратует за широтную магистраль, поскольку глубоко погружен в тему: «И как любитель классической музыки, голосую за большой концертный зал — крупнейший в Европе. Это будет знаковый объект и событие для города и для страны».
«Мне наиболее симпатичен новый концертный зал, который даст толчок развитию серого пояса. К сожалению, промышленные площадки пока замещаются жильем. А появление новых, таких знаковых общественно-деловых комплексов, будет способствовать более гармоничному развитию города», — говорит Владимир Аврутин, заместитель гендиректора по градостроительной деятельности ООО «Институт территориального развития».
Федору Конькову, управляющему партнеру ИТП «Урбаника», приглянулся кампус Педиатрического университета в городе-спутнике «Южный», а также «Остров фортов». Для некоторых участников остается открытым вопрос с транспортной доступностью «Южного».
«Возможно, планы Газпрома по строительству башен будут реализованы не завтра, а в ближайшие 5-7 лет, но в городе будет формироваться подобный кластер. Я помню про небесную линию Петербурга, но Москва-Сити прекрасно вписался в небесную линию Москвы, и она не стала менее узнаваемой. Такие проекты перспективны, они дают возможность отработать новые технологии; дозагружают наш серьёзно просевший строительный кластер», — считает Елена Ткаченко, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ.
К значимым и важным она относит и проект трассы «М7» — дублер Большого Сампсониевского, хотя и понимает сложности с согласованиями и протестами активистов. Эксперта радует и активное развитие промышленных площадок.
Затем участники прошлись по наиболее «громким» проектам прошлых лет, заявленным на ПМЭФ, например, Витебская развязка (2019 год); вторая очередь аэропорта Пулково (2021 год); трамвайная сеть «Славянка» (2023 год).
По словам Антона Новикова, Витебская развязка активно строится: «На сегодняшний день фактически завершен монтаж 20 тыс. тонн металлоконструкций, первый асфальт уже уложен. И мы позитивно смотрим на темпы, несмотря на все сложности. Например, за это время проект пережил несколько кризисов, включая резкое подорожание стройматериалов; решали нетривиальную задачу с импортозамещением; по ходу работ эстакада превратилась из одноярусного в двухярусный; пришлось сохранить цеха завода «Электросила», что внесло свою «лепту» по срокам. Несмотря на это, строитель делает все возможное, чтобы машины по объекту поехали уже в этом году».
Заминку с реализацией второй очереди аэропорта Пулково объяснил Александр Ходачек. По его словам, причин здесь несколько: значительно сократился объем перевозок; есть проблемы с авиапарком; нет ясности со строительством метро или легкого трамвая.
«На одном из форумов было подписано соглашение с РЖД, по которому намечено два железнодорожных диаметра: от Ломоносова до Токсово и от Ломоносова до Белоострова через Сестрорецк, где предусматривался отход (в районе Броневой) аэроэкспрессов в аэропорт. И концепция утверждена, в новом Генплане зарезервированы территории под эти диаметры; пройдена экспертиза. Но чтобы вывести грузовое движение, мы должны построить юго-западный и северо-восточный обход Петербурга для освобождения внутренней дуговой магистрали под пассажирские перевозки», — пояснил г-н Ходачек.
Он напомним, что в рамках третьей очереди трамвая до Славянки, предусмотрена ветка от Купчино до аэропорта Пулково.
По данным модератора, глава комитета по инвестициям Петербурга Иван Складчиков считает, что новые инвестпроекты станут катализаторами изменений в соответствующих частях города: ИТМО Хайпарк — на юге, Горская — на севере.
Но Владимир Аврутин не считает удачной идею с переездами вузов из центра в пригороды. По его мнению, вокруг центра Петербурга есть огромная территория, включая намывные земли и промышленный пояс, которые застраиваются в основном жильем. Их можно рассматривать как резерв развития вузовских кампусов.
Многие исторические корпуса предприятий могут трансформироваться в креативные кластеры, как «Брусницын лофт» и «Севкабель порт», — считает Елена Бодрова. «Такие площадки востребованы и могут появляться и в других районах: в Калининском, Выборгском, Кировском. Зачастую владелец не знает, что с ними делать. Их можно отдать в управление профессионалам, чтобы они запустили туда жизнь. Тот же наш многострадальный Охтинский мыс. Мы говорили, что там должны быть и офисы, плюс некое музейное и общественное пространство. Локация была бы востребована и IT-компаниями, и креативной индустрией; стала бы точкой роста», — отмечает эксперт.
Большинству экспертов на полях ПМЭФ не хватило каких-то решений с историческим центром Петербурга, с промышленным поясом, с развитием метро и транспортной инфраструктуры в целом.
«Форум подхватывает повестку, которая сформировалась сама собой за последние десятилетия, а она экспансивная. Мы расширяемся и город-спутник «Южный» немножко уже не спутник, к нему постепенно подползают жилая застройка, и что делать с транспортом, непонятно», — вопрошает Федор Коньков.
Неожиданный поворот в дискуссии задала Елена Ткаченко, заявив про «неурегулированный у нас вопрос по исламским финансам», который стоило бы обсудить на форуме. «Мы четко понимаем ограничения регионального и федерального бюджетов. И это в условиях, когда огромный интерес к инвестициям в городскую инфраструктуру и промышленность проявляют инвесторы из исламских стран. Это полностью согласуется с принципами ESG, которые сейчас так популярны, потому что шариат — это ESG в чистом виде», — заключила она.