Когнитивные искажения – очень значимая вещь в когнитивной терапии. Они свойственны абсолютно всем людям. Важно знать и понимать их.
В этой статье рассмотрен перечень когнитивных искажений по Райну МакМаллину, известному психологу, одному из создателей когнитивной реструктурирующей терапии.
Для чего вообще нужно разбираться в когнитивных искажениях?
Люди подвержены каким-то правилам, каким-то долженствованиям, искажениям. И мы, как правило, их не проверяем.
Когда терапевт спрашивает у клиента «Почему, а зачем делать вот так?», часто слышит ответы типа «мы все знаем», «мама сказала», «мужчина должен быть сильным», «дети – это счастье» и т.д.
Эти шаблонные установки они просто есть, и они не проверяются. Это могут быть суждения относительно себя, например, «я некрасивая». На вопросы «почему», «кто сказал» часто можно услышать ответ «ну это так».
Когда мы сталкиваемся с такой системой объяснений очень важно понимать, что они не объясняют ничего.
И вот когда мы учимся проверять эти шаблоны, то оказывается, что большинство из них не полезны.
Такие правила требует внимания к себе. Потому что, если мы построили какую-то систему взаимодействия с другими людьми и с этим миром, но на кривом обосновании, вся эта система не будет адаптивной.
Очень яркий пример: женщина много лет живет с абьюзером, но не разводится, потому что считает, что «разводится нельзя», «это позор», «кому нужна разведенка с прицепом». Такие установки могут иметь очень негативные последствия для женщины. Именно поэтому не стоит им доверять только потому, что они существуют.
Так что же такое когнитивные искажения?
Когнитивные искажения – это необоснованные суждения, которые зачастую произносятся с такой убежденностью, что начинают звучать как доказанные факты. Некоторые из этих ошибок исходят от искаженного восприятия (например, сверхобобщение), иные – от психологических убеждений (например, катастрофизация), в то время как остальные являются просто логическими искажениями (априорное мышление). Иногда ошибки происходя из-за установления ложных связей между случайными событиями.
Мозг любого человека склонен к искажениям. Это никак не коррелирует с ай кью.
Некоторые из этих ошибок исходят из нашего искаженного восприятия. У многих людей, потерпевших несколько раз подряд неудачи на работе или в личных отношениях, возникала такая мысль «все плохо, мне не везет», «я какая-то не такая», «я бестолковый» и т.п.
Либо искажения могут происходить из-за психологических заблуждений. Кода, например, человек, размышляя о будущем, выхватывает оттуда самые ужасные картинки.
Человек может проявлять невежество в каких-то вопросах. Например, если заболел живот, и человек, вместо того чтобы обратиться к врачу, будет читать в интернете о каких-то страшных диагнозах, его тревога будет усиливаться, а качество жизни снижаться. Поэтому навык проверять информацию - это очень важно.
Искажения могут быть логическими. Например, «все знают, что это плохо», «мужчина не должен плакать», «все об этом знают». Правда кто все, не понятно.
Такие искажения могут оказывать существенное влияние на то, как человек мыслит и как себя позиционирует.
Иногда ошибки происходят из-за установления ложных связей между случайными событиями. Например, «после того как мне позвонила свекровь, у меня заболел ребенок». Тревожный, мнительный мозг может выстроить логическую цепочку, что свекровь может навредить. Но после не значит следствие.
Поэтому понимать и критически относится к своим когнитивным искажениям очень важно.
Как же устроены алогизмы и как они на нас влияют?
Чувствительность
Простые, невинные эмоции, которые бывают у каждого, превращаются в ужасающие, всеохватывающие крайности. Например, «я не должен грустить после отпуска», «нервничать опасно», «я не должна завидовать».
Сверхобобщение
Отдельные примеры, относящиеся к какой-либо категории, считаются представляющими всю категорию в целом. Например, «Я хуже Пети, потому что он всегда побеждает меня в шахматах».
Персонализация
Случайные события воспринимаются как персональная угроза.
«Я сломал ногу, потому что Бог наказывает меня за мои прошлые грехи», «Со мной что-то случилось, потому что мир ко мне не дружелюбен».
Антропоморфизм
Приписывание человеческих характеристик неодушевленным предметам, абстрактным вещам. Например, «Госпожа удача была против меня», «Автомобиль отказывался двигаться с места».
Увековечивание
Превращение кратковременных явлений в долговременные. Например, «Я никогда не буду счастлив», «Моя депрессия никогда не закончится».
Поиск виновного
Поиск того, кого можно обвинить, когда что-то не ладится (себя или других). Например, «В том, что наш брак длился недолго, виноват мой супруг (или я)».
Патологизирование
Выученная реакция называется людьми заболеванием. Например, «Тот, кто все время тревожится, действительно болен», «Если я заболел неврозом, то я могу сойти с ума».
Перфекционизм
Подбор для себя и других высших из теоретически возможных стандартов, даже если никто не в состоянии их достичь, и последующее использование их в качестве общей мерки для определения ценности личности. Например, «Я не должен делать ошибок вообще», «Я должен быть во всем лучше всех».
Дихотомическое мышление
Оценка понятий, которые в действительности располагаются на континууме, как одного из двух взаимоисключающих вариантов (также называется мышлением по типу «все или ничего», «или плохо, или хорошо»). Например, «В этом мире ты либо победитель, либо проигравший», «Ты или умный, или дурак».
Катострафизация
Для каждого события предвидится наихудший из возможных исходов. Например, «Если я не получу по этому предмету «5», я никогда не поступлю в медицинский вуз», «Муж задерживается, наверное, он мне изменяет».
Долженствование
Превращение «хочу» в «должен», «обязан», «надо». Например, «Чтобы принять решение, мне нужно быть уверенным в хорошем результате», «Я всегда должен быть на пике продуктивности», «Я всегда должен быть сильным и не проявлять эмоций».
Претензии на титул
Притязания на исключительные привилегии, которых не существует («синдром непризнанного принца). Например, «Почему я должен стоять в очереди в аэропорту, как все остальные?», «Это несправедливо, что я должен показывать документы, чтобы мне продали алкоголь».
Психологизирование
Для всех событий подыскиваются психологические причины, а все остальные игнорируются. Например, «Вы одиноки, потому что боитесь жениться», «Вы потерпели крах, потому что хотели этого».
Материализация абстрактного
Предположение о том, что та или иная абстракция (например, личностные черты) обозначает реальную, конкретную сущность. Например, «Ему не хватает смелости», «У него расшатались нервы».
Субъективная ошибка
Вера в то, что ты являешься причиной поведения и эмоций других людей. Например, «Я сожалею о том, что вызвал твою депрессию», «Если я уволюсь, мои коллеги будут испытывать дискомфорт».
Скользкий скат
Предположение о том, что то, что верно в одном случае, будет верно и во всех последующих. Например, «Если мы разрешим тебе гулять вечером, ты в подоле принесешь».
Априорное мышление
Выведение фактов из принципов (дедукция) вместо выведения принципов из фактов (индукция). Например, «Когда люди любезны с тобой, значит они хотят что-то получить».
Преувеличение силы
Попытки разрешить все проблемы, разровняв их, как бульдозером. Например, «Если у тебя депрессия, не грусти, иди работай».
Возможности, равные вероятностям
Если событие возможно, значит оно вероятно. Например, «Опасно летать на самолетах», «Если что-то плохое может произойти, то оно неизбежно».
Эпизодическое доказательство
Мнение о том, что один бесконтрольный случай может служить доказательством более широкой закономерности. Например, «Я знаю одного человека, который много пил и дожил до ста лет».
Аргумент к человеку
Нападение на оппонента, а не на его аргументы, указание на чужие ошибки. Например, «Для того, чтобы работать с детьми, вам самим нужно быть родителем», «Если ты подросток, то закрой рот, потому что я лучше знаю, я взрослый».
Сам сказал
Утверждение истинности чего-либо только на том основании, что так говорит авторитетное лицо. Например, «Фрейд говорил…».
Корреляции, равные причинным связям
Предположение о том, что если две переменные коррелируют, то одна является причиной другой. Например, «Гром вызывает молнию», «Подсознательный гнев на себя является причиной любой депрессии».
Игнорирование опровергающих доводов
Предположение о том, что все, что нужно для доказательства теории, — это подтверждающие ее доводы. Например, «Поскольку в психологических исследованиях некоторые субъекты показали высокий коэффициент успешности поиска, экстрасенсорное восприятие можно считать доказанным».
Сверхсоциализированное мышление
Излишне конформные по отношению к своей культуре люди бездумно и некритично принимают превалирующие социальные установки и основные убеждения, характерные для их культуры. Например, «Место женщины в -доме», «Брак должен длиться до тех пор, пока смерть не разлучит нас».
Уверенность в своей праведности
Убежденность в том, что хорошие намерения важнее конечных результатов. Например, «Это справедливо, потому что у меня были добрые намерения».
Предупрежденное несогласие
Перефразирование чьей-либо точки зрения таким образом, что не согласиться с ней было бы сложно или стыдно. Например, «Это очевидно для всех, у кого есть мозги, что…», «Каждый должен знать, что…».
Испытанное и верное
Утверждение о том, что убеждение верно просто потому, что представляет традиционные взгляды. Например, «Это наша политика», «Так делали всегда».
Решенный вопрос
Предположение, которое звучит так, как будто оно утверждает причинно-следственные связи, но на самом деле просто перефразирует суждение в другой форме. Например, «Я бью детей, потому что я такая».
Что же делать с подобными искажениями мышления? Проверять любую гипотезу, любое долженствование, любое «всем известное» или «и так понятное» суждение простыми вопросами: «А так ли это на самом деле?», «Так ли это хорошо для меня?».
Использованная литература:
МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001. — 560 с.
Автор: Еремина Анна Геннадиевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru