Прокрастинация и перфекционизм могут быть связаны с решением, которое мы приняли в детстве: «Не делай». Это решение может проявляться в разных аспектах нашей жизни:
- Человек боится сделать что-то неправильно или ошибиться.
- Испытывает трудности, когда нужно начать какое-то дело.
- Семь раз отмеряет, а потом передумывает отрезать.
- Простые 5-минутные дела затягивает на недели или даже годы.
- Переживает, что не может ничего сделать нормально и вообще ни на что не способен.
- Боится что-то менять в своей жизни из-за страха, что «как бы чего не вышло».
- Думает, что лучше ничего не делать и пусть всё образуется само собой.
Прокрастинация также часто связана с решением «не делать». Человеку дискомфортно начинать или действовать, поэтому он откладывает это на потом. Так же это проявление лени.
Например, у очень компетентных людей, которые отлично разбираются в своей теме, часто встречается решение «не делать».
Один из моих клиентов, который прекрасно разбирается в законодательстве градостроительства и благоустройства, работал по найму в госструктуре за небольшое вознаграждение, а сталкивался с огромным количеством трудностей.
Он созрел для идеи продвигать свои знания и опыт через социальные сети, но топтался на месте 1,5 года. Однако после работы с ним по методикам психотерапии «Транзактного анализа» он запустил свой успешный проект и ушёл от тех, кто его не ценил и взваливал работу всего отдела на него. Тут вытекает другой вопрос, связанный с трудоголизмом и страхом отстаивать личные границы. Если эти вопросы актуальны, поставьте реакцию. Так я пойму ваш интерес и раскрою эти вопросы в новой статье.
Итак, решение «Не делай» формируется в детстве от 0 до 6 лет и укрепляется до 19-21 года на бессознательном уровне, как будто это часть характера или генов. Думает человек. Об этом свидетельствуют исследования и практическая психотерапия «Транзактного анализа», как обозначил выше.
Родители могут ругать ребёнка за каждую ошибку и не хвалить его. Они могут передавать такие установки:
- «Ты и так делаешь всё спустя рукава, давай лучше я сделаю»;
- «Посмотри, опять накосячил»;
- Не дают возможности ошибаться ребёнку.
Либо родители могут гиперопекать ребёнка, не пускать его никуда и ничего не разрешать, потому что это опасно. Они могут говорить:
- «Не ходи сюда, а то шишку набьешь»;
- «Не трогай, это очень опасно»;
- «Не играй с кошкой, царапки будут»;
- «Не гоняй на велике, голову разобьёшь».
В результате человек может сомневаться в себе, своих силах и способностях, тревожиться о неудаче и принимать решение лучше не делать. Развивается перфекционизм: человек думает, что ничего идеально сделать не может, и погружается в бесконечное обучение и прокачку навыков, но не может выбраться из этого «забега».
Если это решение играет ключевую роль в жизненном сценарии, то человек может чувствовать себя неудачником, который не может ничего добиться в жизни. Он может быть недоволен текущим положением вещей, но даже когда задумывает сделать что-то значимое и интересное — например, сменить работу, начать своё дело или познакомиться с кем-то — его планам не суждено сбыться. Причина в том, что из-за решения «не делать» он так и не приступает к их реализации.
Что делать родителям?
Проработать это решение у себя. Такое решение передаётся из поколения в поколение. Следовательно, если родитель прорабатывает это у себя, то это хороший пример для ребёнка, что это можно изменить.
Обращать внимание на то, как общаетесь с ребёнком. Если излишне тревожитесь за ребёнка, то важно осознать эту тревогу. Прям ловить себя на мыслях и останавливать. Позволив ребёнку набивать шишки.
Как помочь себе самостоятельно?
1. Позволить себе ошибаться. Ошибки - это часть любого процесса. И это нормально. К сожалению, в школе за ошибки очень жёстко критикуют и в семейном кругу тоже. Большинство ошибок, не влекут за собой критических последствий - это факт.
2. Стратегия маленьких шагов. Трудно начинать когда задача свернуть горы. Представьте если младенцу дать кусок батона. Что будет с его животиком? Так же и с делами.
3. Не ругать себя за ошибки. А действовать противоположно, отмечая зелёным маркером то, что получилось хорошо. В любой ситуации.
4. Учиться обращаться за помощью. К коллегам,. друзьям, близким.
Важно!
Самостоятельно вы можете научиться лучше поддерживать себя и ослабить силу решения «Не делать». Но если это решение одно из ключевых в вашем жизненном сценарии, то полностью проработать его можно только с психологом.
Полезна статья? Думаю, могут возникнуть вопросы в подразделе помощи себе. Пишите в комментариях — поясню.