Найти тему

Цинизм на кладбище. Где грань?

Добрый день, дорогие! Я некрополист, Елена Васильева, изучаю кладбища Санкт-Петербурга, занимаюсь поиском могил и уходом за ними. Недавно задумалась над тем, что, бродя по кладбищу по долгу службы, чувствую и веду себя совсем не так, как раньше.

Раньше я ходила строго по дорожкам, боялась прикоснуться к кресту или - упаси Господи - зайти в ограду, особенно если она закрыта. Присутствовало стойкое ощущение чего-то... ну, не страшного и не враждебного, но чего-то строгого и нерушимого, что ли.

Еврейское Преображенское кладбище СПб
Еврейское Преображенское кладбище СПб

Ну вот как если бы вы сейчас оказались в салоне, скажем, XVIII века у светской красавицы на приеме. Вы, может, и одеты и причесаны по моде того времени, и дамы знают, как веером знак подать и книксен сделать, чтоб не грохнуться, а мужчины сумеют поклониться или там шпорами звякнуть по уставу. А вот с кем можно разговаривать, с кем нет, на какой стул садиться и можно ли садиться вообще; и самое главное и щекотливое: куда и как идти, допустим, по малой нужде, и кого просить о совете в этих деликатных делах... Вот это, пожалуй, немного похоже на мои ощущения. То есть я знала, куда иду и зачем, но в непривычной обстановке чувствовала себя скованно и стесненно.

Однако с течением времени я немного освоилась, и теперь боюсь, что в моем отношении к кладбищам появилась даже некоторая циничность. Чем больше хожу по кладбищам и изучаю надгробия, эпитафии и мемориальную скульптуру, тем больше привыкаю и ощущаю какую-то свободу, что ли. Как будто могу себе позволить больше, чем раньше.

Литераторские мостки, обнимаю стелу с бюстом А.С. Попова у семейного захоронения Поповых
Литераторские мостки, обнимаю стелу с бюстом А.С. Попова у семейного захоронения Поповых

Меня уже не пугают кресты, огромные мрачные стелы, покосившиеся памятники, осевшая земля на свежих могилах или проломы в дореволюционных склепах. Мрачное, темное, заросшее кустами место вызывает живой интерес: а ну-ка, ну-ка, что там, любопытно!

И еще - теперь спокойно могу опереться на крест, перешагнуть оградку, если она низкая, пройти по цоколю надгробия, если рядом лужа или трава по пояс. Могу зайти в оградку, чтобы лучше рассмотреть памятник, фото или прочитать эпитафию.

Литераторские мостки, рассматриваю чудеснейшее мраморное надгробие Наденьки Далматовой
Литераторские мостки, рассматриваю чудеснейшее мраморное надгробие Наденьки Далматовой

Но какое поведение нормально на кладбище, а какое уже перебор? - задумалась я не так давно. Что можно себе позволить, а что нельзя больше допускать?

И вот что заставило меня задуматься.

Этим летом я искала на Северном кладбище СПб (380 га площади) одну затерявшуюся могилку, полдня плутала по жаре, кустам, траве, болоту, наконец сдалась и попросила помощи у кладбищенского работника. Но как я это сделала! Я стояла, вытирая пот со лба, на цоколе чужой могилы и опиралась на чужой крест, как на собственный забор.

Когда я это осознала, накатила жгучая волна стыда. Да, я была уставшая и выдохшаяся. Впридачу тащила рассаду цветов для высаживания на искомой могиле и полный рюкзак снаряжения: грабли, совок, тряпки, ведро, моющее средство, сменная одежда, средство от клещей и комаров, еда-вода... но оправдывает ли меня это? Ведь абсолютно нет.

Мне кажется, стоит соблюдать какие-то общепринятые моральные нормы. Даже мастер участка на кладбище не позволял себе ходить по цоколям и хвататься за кресты! Ну, правда, он и одет был получше, чем я: куртка, плотные штаны и прочные ботинки - то есть более приспособлен к хождению по пересеченной кладбищенской местности.

Фотографирую фигуру ангела на Смоленском православном
Фотографирую фигуру ангела на Смоленском православном

Короче говоря. Поделитесь, пожалуйста, что вы думаете об этой ситуации? Что для вас приемлемо на кладбище, что нет? Что можно или нельзя делать, чтобы не оскорбить память о ваших усопших близких?

Буду очень вам благодарна за любые ответы. Но если соберетесь меня ругать, то не забудьте оставить и указание, что стоит изменить. Обещаю прислушаться. Однако хамство терпеть не буду.