23 июля палестинские группы в Пекине подписали очередное соглашение о единстве, чтобы преодолеть 17 лет внутренних раздоров между двумя основными палестинскиими политическими партиями Хамас и Фатах.
Соглашение, слитый текст которого опубликовала египетская газета al-Masry al-Youm, сосредоточено прежде всего на формировании «временного правительства национального примирения» для управления Западным берегом и Газой после прекращения геноцида и для подготовки к выборам, для образования независимого государства на территории, оккупированной в 1967 году, для исключения роли любого другого государства в любой части оккупированной территории после прекращения огня, а также расширения ООП для включения Хамас и других групп.
Пекинская декларация, как ее назвали, не содержит никаких временных рамок.
Хамас приветствовал декларацию, и заявил, что она создает «препятствие любому региональному и международному вмешательству, которое стремится навязать реальность, противоречащую интересам нашего народа».
Согласно государственному ТВ Китая CCTV, декларация, также подписанная рядом более мелких групп, доказывает наличие палестинского согласия по «прекращению раскола и усилению палестинского единства».
Но целый ряд проблем возникает при любой попытке ее выполнеия, и может оказаться, что ее главное значение состоит в том, что посредником был Китай, который неустанно расширяет свою роль в регионе.
Первая проблема заключается в ее расплывчатости.
Не установлена дата ее применения, и официальные лица Фатах уже сказали, что большая часть согласованных мер может произойти только после прекращения огня в Газе.
Упор на технократическом правительстве единства не слишком отличается от обсуждений в Москве а феврале.
Эти переговоры несколько сблизили обе партии, пока президент ПА Абас не назначил новое правительство ПА без обсуждения с Хамас и против духа московских переговоров.
Положительная «атмосфера» из Москвы скоро перешла во взаимные обвинения и Фатах Абаса даже выпустил заявления, обвиняющее Хамас за израильский геноцид в Газе.
Те, кто «несут ответственность за возвращение оккупантов в Газу и вызвали Накбу, которую переживает наш палестинский народ...не имеют права диктовать национальные приоритеты», группа Абаса заявила 15 марта.
На этот раз Фатах, очевидно, подождал до подисания, когда Мунир аль-Якуб извинился и попросил отмеиить заявление в саудовской Аль-Арабия, где он практически повторял израильскую пропаганду:
"Если бы Хамас бы хотел сражаться лицом к лицом с Израилем, он делал бы это там, где находится армия, в не там, где люди".«Хамас на самом деле прячется среди мирных жителей, чтобы защититься и спастись», сказал Мунир аль-Ягуб.
Подобные заявления подчеркивают ширину разрыва между двумя партиями, исходящего из глубокой разницы стратегий.
ООП, где властвует Фатах, отказался от вооруженного сопротивления израильским оккупантам, что было частью соглашений Осло, а также признал Израиль в обмен на почти только признание ее Израилем и США как «единственного легитимного» представителя палестинского народа.
Этот публичный отказ и ничтожные уступки Израиля в Осло вынудили покойного палестинского профессора Эдварда Саида подать в отставку из ООП и назвать соглашение «инструментом палестинской капитуляции».
А вот Хамас действует в согласии с международными законами, по которым вооруженное сопротивление «законное право» и «стратегический выбор для защиты принципов и прав палестинского народа».
Позиция Хамаса соответствует международному праву, согласно которому народ под оккупацией имеет права воевать «за независимость, террториальную целостность, национальное единство и освобождение от колониального господства, апартеида и иностранной оккупации любыми доступными средствами, включая вооруженную борьбу».
Но это не устраивает Вашингтон, который давно требует от всех палестинских групп отказаться от вооруженной борьбы против Израиля, при этом не давая никаких гарантий, что Израиль прекратит оккупацию, уберет незаконные израильские сетельменты — число которых резко выросло после Осло, и согласится на возвращение этнически вычищенных из своих домов во время Накбы 1947-49 годов палестинцев.
Не удивительно, что США практически мгновенно отвергли Пекинскую декларацию, и пресс-секретарь Госдепа Мэтт Миллер сказал: «Мы ясно дали понять, что хотим видеть ПА» у власти в Газе, «но нет, мы не хотим видеть роли для Хамас».
И позиция США по-прежнему значит больше всего для Абаса.
Хотя ЕС самый щедрый спонсор ПА, США держат в своих руках финансирование и обучение службы безопасности ПА, специально созданной для «координаци» с израильской армией.
Исключительно дипломатические методы ООП давно похоронены под вечно расширяющимися израильскими сетельментами. Но ПА настаивает на продолжении всегда ненавистной «координации по вопросам безопасности» — то есть аутсорс израильской оккупации в Рамаллу.
Популярность Абаса, которая никогда не была высокой, рухнула в результате стратегического провала и «координации по вопросам безопасности».
Опрос за опросом показывает, что Абас проиграет любым возможным кандидатам на выборах, а президентский срок по палестинским законам не может превышать пяти лет, однако Абас не проводил никаких выборов с 2005 года, и правил в основном указами 14 лет.
Последний опрос Palestinian Center for Policy and Survey Research, результаты которого опубликованы 10 июля, показывает, что 89% хотят отставки Абаса. Более 60% хотят роспуска ПА.
В последнем опросе, когда был задан такой вопрос в марте 2023 года 63% сказали, что хотят прекращения любой «координации по вопросам безопасности» с Израилем.
Другими словами, лишенный популярной, политической и законной легитимности, Абас зависит от его сил безопасности. А они, в свою очередь, все сильнее подавляют внутреннее недовольство, даже до 7 октября, и со все большим применением насилия.
Зависимость от сил безопасности означает прямую зависимость от милости Вашингтона. В самом деле, влияние США растет тем большня. чем слабее и менее популярным становится Абас.
Поддержка и соучастие Вашингтона в израильском геноциде в Газе, не говоря о его крайней беспомощности в притворстве, что он проводит какого-либо рода конструктивную дипломатию, должно лишить его в будущем любой дипломатической роли в Палестине.
Китай, который увеличивает свою дипломатическую и торговую роль в регионе за последние годы, особенно в примирении Ирана и Саудовской Аравии в 2023 году — единственная страна, имеющая достаточно финансовой, военной и политической силы для серьезного вызова монополии США в региональной дипломатии.
И хотя Пекинское соглашение почти обязательно окажется такой же бессильной попыткой примирить палестинские партии, как многие другие до нее, оно в самом деле подчеркивает как минимум серьезное согласие в одном: единый отказ от любой роли чужаков в Газе в «день после».
Возможно, это прямой ответ на попытки ОАЭ втереться в Газу, призывая к «временной международной миссии» в Газе после прекращения огня под своим руководством.
Палестинские группы могут быть едины в отказе от любой роли ОАЭ из-за слухов об участии Мухаммада Дахлана. Бывший лидер Фатах, теперь в изгнании в ОАЭ после разрыва с Абасом, который командовал провальной попыткой лишить Хамас власти в Газе после выборов 2007 года, еще несколько месяцев назад предлагал похожий план.
Или такой отказ может быть результатом реалистической оценки истории вторжений ОАЭ в Ливию, Йемен, Египет и другие страны, ни одно из которых не увенчалось хотя бы умеренным успехом.
Тем не менее, это согласие, на котором можно что-то основать. И поощрение растущей роли Пекина и других может ограничить чрезмерное влияние США в дипломатии о Палестине.
В самом деле, в Пекинской декларации открыто утверждается, согласно слитому документу, что Китай заслуживает похвалы за усилия в посредничестве, и что группы пообещали работать с международными партнерами, особенно Китаем и Россией, чтобы «прекратить израильскую оккупацию...под эгидой ООН и с широким международным и региональным участием как альтернативой одностороннему и необъективному вмешательству США».
И это, конечно, прогресс, хотя и минимальный.
Статья на английском https://electronicintifada.net/blogs/omar-karmi/palestinian-factions-sign-beijing-agreement-deep-obstacles-remain
Туземцы делают колонизаторам крайне щедрое предложение — больше трех четвертей Палестины. Разумеется, колонизаторы не согласны. Поэтому похоже, что Палестина будет свободной от реки Иордан до Средиземного моря, и притом довльно скоро.