Архыз, помимо своих горнолыжных прелестей имеет в округе еще массу достопримечательностей. Озера, водопады, красивые ущелья. И древнейшая архитектура. Например, Нижне-Архызское городище — археологический памятник десятого-двенадцатого веков с христианскими церквями домонгольского периода. Этих церквей в разной степени сохранности всего-то десятка три сохранилось, из них больше трети за пределами территории современной России. Так вот, на территории этого городища по мнению некоторых исследователей, мог быть древний город Магас - столица Аланского государства, описанный арабским историком Аль-Масуди. Город здесь прекратил своё существование в конце двенадцатого века. А в конце века 19-го, с целью сохранения оставшихся церквей и возобновления христианства среди местного населения на территории городища решением Священного Синода был создан Александро-Невский Афонский Зеленчукский монастырь. При монастыре была богадельня для десяти старых одиноких солдат, была и иконописная школа для детей священников.
В свое время, первым, обратившим внимание на древние остатки Нижнего Архыза был генерал-майор Алексей Яковлевич Потёмкин - дальний родственник светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического. Его перу принадлежат чертежи карт, подробное описание близлежащих регионов, зарисовки храмов.
Сейчас, это памятник федерального значения в составе Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника.
Что бы попасть на эту территорию, нужно проехать импровизированный рынок в Нижнем Архызе и свернуть по указателю на мостик через реку Большой Зеленчук. Рынок довольно бессистемный – папахи, сувениры, кафешки, хычины. Фанерно и дорого. Ну как и положено в месте, где концентрация туристов существенно превышает местную популяцию грызунов. А ближайшее место, где эти самые хычины можно съесть по нормальным, нетуристическим ценам и в хорошем качестве, это в станице Зеленчукской, возле мечети. Там кушают местные жители, что всегда показательно.
Въезд на территорию городища общий с местным планетарием, но планетарий нам сейчас пока не нужен. Городище протянулось вдоль горной долины на три километра по правому берегу упомянутой реки. Расположение для древнего города было крайне удобным - с одной стороны его защищали лесистые хребты и труднопроходимая река, с другой стороны у него был удобный выход к равнинам Предкавказья.
Сохранились здесь и остатки крепостных стен и жилых и хозяйственных построек, ну и конечно, христианское кладбище. Сохранились производственные очаги аланов - каменоломни, остатки плавильных печей, гончарного производства, рудники, загоны для скота, сторожевые башни.
Но, главной целью нашего сегодняшнего путешествия были три христианских храма десятого века. Шоанинский и Сентинский храмы, находящиеся не так далеко отсюда мы уже осмотрели, запечатлели для истории и как могли описали.
Теперь очередь этих.
Северный храм – самый дальний от входа.
Он был кафедральным собором Аланской епархии в десятых - тринадцатых веках. Выглядит сурово и аскетично. Впрочем, как и все что в те времена было здесь построено. Храм возведен из песчаника в форме креста. В северо-западном углу нартекса находятся остатки лестницы, ведущей на хоры, и резервуар для воды, предположительно единственная на Северном Кавказе древняя крещальня. Фрески до нашего времени не сохранились, за исключением орнаментов на откосах алтарных окон. Хотя часть их в конце XIX века зарисовал Д. М. Струков – русский художник-реставратор и рисунки хранятся в архиве Российской Академии Наук. Вполне возможно, что остатки росписи наличествуют в барабане, но они покрыты высолами и снизу не просматриваются.
Роль Северного храма была очень важной для светских и для церковных властей. Во-первых, в южном нефе храма имелись богатые погребения, принадлежащие ктиторам церкви и монастыря — а так же, возможно, аланскому правителю и его жене. Ну а, во-вторых – здесь есть высокий трёхступенчатый синтрон с горним местом в центральной апсиде храма, а такая конструкция нередко встречается в византийских храмах того времени и свидетельствует «о явном епископском присутствии». Ну и расположен он в соответствии с монастырскими правилами - удалённо от городского центра, на окраине города и был изолирован от внешнего мира. Возведен был храм в конце X — начале XI веков.
Дорога к храму позволяет проехать к нему прямо на машине, перед храмом есть небольшая парковка, там даже автобусы с экскурсантами помещаются. Хотя пешком интереснее. По дороге кони пасутся, добавляют позитивного настроения.
Рядом с Северным храмом есть интересный объект – шары в скале. До них буквально метров сто. Эти образования называются конкреции. Они зародились в песчанике юрского периода 195 миллионов лет назад. Они ровесники динозавров и археоптериксов.
Средний храм так же построен из песчаниковых плит на известковом растворе. Когда, во второй половине девятнадцатого века на территории городища был основан монастырь, монахи восстановили Средний храм и освятили его в честь Троицы, в нём проводились службы. Его отличительные особенности, это восточные угловые компартименты, созданные и полностью открытыми, и полностью изолированными. А цилиндрический барабан купола церкви - самый большой среди храмов Алании. В барабане находятся 8 узких арочных окон, а купол храма опирается не на столпы, а на углы здания.
Церковь датируется первой четвертью десятого века и является древнейшим сохранившимся храмом на территории городища. В девятнадцатом веке, при восстановлении стены храма оштукатурили и побелили, а внутреннее пространство декорировали лепниной. Вид это, конечно, освежило, но большая часть фресок исчезла. Сейчас остатки росписи сохранились только на северной и южной стенах боковых ветвей креста. Храм, как и остальные крестово-купольные церкви Алании ( ну, кроме разве что Южного Зеленчукского храма ) был перекрыт двускатными кровлями, которые изначально были криволинейными. А для покрытия тогда использовали лещадь. И хотя монахи в 19 веке лещадное покрытие пытались восстановить, оно оказалось недолговечным. Так что при последней реставрации все кончилось черепицей. Предположительно, Средний храм предназначался для погребально-поминальных ритуалов аланских правителей и церковных иерархов, но прошло немного времени и эта почетная функция перешла к Северному храму. Зато Средний храм стал кафедральным собором Аланской митрополии.
Южный Зеленчукский храм, на настоящий момент единственный из этих трех, действующий. Он крохотный, возведен в девятых - десятых веках и позже перестроен уже в русском стиле.
В настоящий момент он древнейший действующий христианский храм России после храма Святого Иоанна Предтечи в Керчи. Церковь была посвящена святому пророку Илии. Сведения о древней росписи храма отсутствуют, поскольку в ходе реставрации XIX века монахи расписали его весьма грубо. Так как находился храм в центральной части городища, по всей видимости он обслуживал основную часть населения.
Он вообще сильнее всего пострадал от монашеских «реставраций». И снаружи и внутри храма все было залито штукатуркой, которая уничтожила древнюю настенную роспись. Кровлю сделали железной, барабан накрыли досками, каменные плиты пола тоже.
Активное исследование памятников Нижне-Архызского городища продолжалось и в советское время. И сейчас наверняка происходит. Здесь ведь еще очень много чего есть. К примеру, кроме трех упомянутых храмов на территории городища находятся ДЕСЯТЬ (!!!) одноапсидных церквей. В руинированном состоянии, разумеется. Интересно, сколько аланов здесь проживало одновременно, что им понадобилось столько церквей. На этом месте в X–XIII веках находился крупнейший религиозный центр Алании. Ни одно средневековое городище Северного Кавказа не имеет такого огромного количества памятников христианской архитектуры. Но все мы их здесь рассматривать сейчас, конечно, не будем. Все же не диссертация у нас, а прогулка.
Всем приятных прогулок. Все фото мои. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказать вам что-нибудь новое и интересное.