Подготовка столицы Франции к Олимпийским играм потребовала тщательного планирования и значительных затрат. Рассказываем, как меняется Париж и станут ли Игры катализатором для модернизации мегаполиса
Курс на развитие Парижа
Париж готовится принять не менее 15 млн туристов во время проведения XXXIII Олимпиады. Игры проходят с 26 июля до 11 августа 2024 года. Во время подготовки к событию городской совет Парижа одобрил несколько десятков инициатив, которые должны стать катализатором трансформации города. Очистка очистка Сены, строительство новых велосипедных дорожек и станций метро, запрет на использование личного транспорта в исторической части города, — все эти мероприятия направлены на то, чтобы сделать Париж более экологичным и мобильным.
1. Очистка реки Сена
Купание в Сене было запрещено с 1923 года. В 1990 году Жак Ширак, в то время мэр Парижа, а позже президент Франции, пообещал сделать реку вновь безопасной для плавания. Однако никаких действий для решения проблемы предпринято не было. В 2018 году власти Парижа начали установку новых подземных коммуникаций, насосов и резервуаров, предназначенных для очистки реки от вредных микрорганизмов.
Наибольшие риски загрязнения Сены сейчас несет дождевая вода, которая приводит к переполнению парижской канализационной системы. Система не справлялась с объемом осадков и сбрасывала воду в реку вместе с фекальными массами, которые могли содержать вредоносные E.coli и Enterococcus. «Наш подход заключается в том, чтобы не сбрасывать необработанную воду в Сену», — объяснил изданию The New York Times ведущий инженер городского хозяйства Сэмюэл Колин-Канивес.
В самом центре города построили 700-метровый туннель, соединив его с подземным резервуаром для хранения воды. Тоннель и резервуар созданы для страховки от сильных осадков. Резервуар будет удерживать жидкость, а затем медленно возвращать ее обратно в канализационную систему, а не сбрасывать в Сену.
Во время Олимпийских игр Сена станет площадкой для проведения триатлона и соревнований по марафонскому плаванию. С 2020 года эксперты постоянно проводят анализы воды в реке, чтобы проверить ее на соответствие санитарно-гигиеническим нормативам. По планам властей, к 2025 году будет организовано 24 места для купания на берегах Марны и Сены, а также на каналах Сен-Дени и Урк.
2. Новые велосипедные дорожки
Французская столица намерена открыть 60 км велосипедных дорожек, которые соединят олимпийские площадки в Париже с местами на северо-востоке страны. Гости спортивного события смогут не только ездить на велосипеде по всему центру города, но и добираться до всех олимпийских объектов. Рядом с площадками будут установлены 10 тыс. временных велосипедных стоек. После Игр эти парковочные места передадут в распоряжение спортивных центров, школ и муниципальных объектов.
Инициатива по строительству велосипедных дорожек — долгосрочная стратегия города по постепенному переходу к альтернативным способам передвижения. Например, в сентябре 2019 года региональное транспортное управление запустило Véligo Location, услугу проката велосипедов. 20 тыс. штук доступны по ежемесячной подписке в размере €40. А с февраля 2020-го по 2023 год жители города могли получить налоговый вычет до €500 за покупку электрических велосипедов. Сумма зависела от доходов семьи. Также французское правительство выделяет гранты на обслуживание велосипедов и субсидии на парковки.
3. Расширение метрополитена
В конце июня 2024 года в Париже заработала 14-я линия метро — до аэропорта «Орли». Транзитная линия — часть масштабного проекта Grand Paris Express. Согласно проекту, в Париже появятся 200 км новых линий и 68 станций, которые соединят столицу с различными стратегическими объектами: бизнес-центрами, международными аэропортами и высокоскоростными железнодорожными станциями.
Каждая станция Grand Paris Express имеет свой собственный архитектурный облик. Стены внутри зданий будут расписаны художниками из Японии, Италии, США, Аргентины и Испании. Проектированием станции аэропорта «Орли» занимались архитекторы Бернаром Баре и Франсуа Тамизье. Иллюстрации для стен выполнены португальским художником-граффитистом Алешандру Фарту, известным как VHILS.
Строительство линий метрополитена началось еще в 2016 году. Ожидалось, что новая сеть будет готова в течение 2024 года, но процесс затянулся. В ноябре 2023 года власти Парижа выразили обеспокоенность, что транспортная инфраструктура не справится с приездом зрителей Олимпийских игр. Как призналась мэр города Энн Идальго в интервью ток-шоу Quotidien, пассажиры и туристы постоянно жалуются на нехватку поездов, переполненность и загрязненность парижского метро.
4. Ограничение движения личных автомобилей
Летом 2024 года центральную часть города закрыли для сквозного движения транспорта. Ограничение будет действовать и после Олимпийских игр. Так французская столица планирует решить проблему пробок и перегруженности на дорогах.
Разработка этой инициативы началась еще в 2021 году. Тогда власти создали карту, показывающую, где должна проходить будущая зона низкого трафика протяженностью 14 кв. км. Проезд по улицам в ее границах будет разрешен жителям домов (включая гостей отелей), людям с ограниченными возможностями, общественному транспорту и курьерам. Новые правила сделали незаконным проезд по центру города без остановки. Нарушителям грозит штраф за несоблюдение правил: от €68 до €135 в зависимости от вида транспортного средства.
В качестве альтернативы предлагается использовать велосипеды и общественный транспорт. Париж — один из первых городов, который закупил автобусы, работающие на водороде. Первые два вышли на линии летом 2019 года, а к 2026 году муниципалитет планирует купить 47 стандартных водородных автобусов.
Для удобства пассажиров транспортное управление разработало навигационное приложение для поиска лучших маршрутов. Кроме того, Toyota выделила более 2650 электромобилей для транспортировки между олимпийскими объектами. Также компания передала модули водородных топливных элементов для преобразования десяти подержанных автобусов в машины на водородном топливе.
5. Преобразование Елисейских полей
Редизайн Шанз Элизе стартовал еще в 2018 году. Тогда общественные организации и представители бизнес-сообщества предложили превратить проспект в обширную зеленую зону. «Легендарный проспект потерял свое великолепие за последние 30 лет. Он постепенно был заброшен парижанами и пострадал от нескольких последовательных кризисов», — говорится в заявлении «Комитета «Елисейских полей», который стал инициатором кампании по преобразованию.
Обновление обойдется в €250 млн. Финансировать проект будет не только город, но и инвесторы. В планах — сократить количество автомобильных полос, преобразовать освободившееся место в пешеходные и зеленые зоны и высадить деревья для улучшения качества воздуха. Париж также планирует озеленить район Эйфелевой башни и перепроектировать площадь Согласия.
Реконструкция продлится до 2030 года. Зрители Олимпийских игр увидят промежуточные результаты проделанных работ.
6. Нехватка жилья и бедные районы
Для проведения Олимпийских игр в Париже построили только два объекта: Центр водных видов спорта и Олимпийскую деревню. Деревня расположилась сразу в трех коммунах: Сен-Дени, Сент-Уэне и Л’Иль-Сен-Дени. Она примет 14,25 тыс. спортсменов во время Олимпийских игр и 8 тыс. — во время Паралимпийских. Место для строительства деревни было выбрано неслучайно. Главная цель — долгосрочная политика, направленная на развитие неблагополучных северных районов города.
В ноябре 2024 года начнется переоборудование зданий, а в 2025 году Олимпийская деревня станет новым жилым районом с 2,5 тыс. квартир, парками и садами, офисами и административными помещениями. Власти Парижа уверены, что проект поможет преодолеть жилищный кризис в городе. В 2023 году стоимость аренды квартир здесь увеличилась на 3%. Часть жилья не доступна для аренды, поскольку владельцам неэнергоэффективных квартир запрещено сдавать их внаем до проведения ремонта — а в Париже таких домов около 35%. Количество сделок купли-продажи жилья тоже сократилось. Эксперты рынка недвижимости объясняют падение значительным снижением покупательной способности французских домохозяйств. В основном это связано со строгой денежно-кредитной политикой Европейского центрального банка: ставки по кредитам выросли до 4%.
Некоторые квартиры в новом районе получат статус социального жилья, а остальные будут сдаваться в аренду по доступным ценам через государственные жилищные органы.
7. Проблемный мусор
Во время Олимпийских игр особое внимание власти планируют уделить сортировке отходов. Специальные инструкции будут установлены повсеместно — от Парижа до Марселя, включая Сен-Дени. Правила везде одинаковые: коричневая корзина для пищевых отходов, желтая для вторсырья и серая для других отходов. Также во время мероприятия запрещено использование одноразового пластика. Например, Coca-Cola разместит в Париже 700 фонтанов со своей продукцией. Участники смогут купить эко-чашку и наполнить их напитками бренда.
Однако парижские власти могут столкнуться с проблемой вывоза мусора, как это было в 2023 году. Тогда на улицах французской столицы скопилось около 10 тыс. т отходов. Причина — национальная забастовка против пенсионной реформы. С 19 января по 6 июня 2023 года на улицах столицы протестовали сотни тысяч рабочих, в том числе сборщики мусора. Несмотря на массовые беспорядки, пенсионная реформа все же была принята. К 2030 году пенсионный возраст во Франции будет постепенно повышен с 62 до 64 лет.
Мусорный коллапс на центральных улицах Парижа мог повториться и перед Играми. В мае 2024 года профсоюз, представляющий интересы сборщиков отходов, объявил о желании провести забастовку. Мэрии Парижа удалось заключить сделку с мусорщиками. Власти столицы обязались выплатить им бонусы в размере от €600 до €1,9 тыс. на каждого за переработку во время спортивного события.
Наследие Олимпийских игр
Станут ли Олимпийские игры драйвером для развития Парижа — открытый вопрос. По словам доцента Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Кирилла Пузанова, классический пример города, который получил инфраструктурное развитие по итогам Игр, — это Барселона. В большинстве других случаев город получает «чемодан без ручки»: у него не хватает ресурсов, чтобы наполнить новые пространства достаточным потоком людей.
«Так случилось со многими малыми европейскими городами, где проводились зимние Олимпиады. Так происходило даже с крупными городами типа Пекина, который долго придумывал, чем наполнить и как использовать основной олимпийский стадион. В общем-то такая циклопическая инфраструктура подходит для таких же циклопических проектов, как Олимпиада. За их пределами не всегда получается встроить их в городскую среду», — объяснил эксперт.
Также Пузанов обратил внимание, что помимо именно спортивной инфраструктуры строится большое количество дополнительных городских объектов и инициируются новые городские программы и политики, направленные на повышение общего уровня комфорта пребывания и перемещения по городу.
«Сами по себе эти действия, как правило, содержат здравое зерно. Другой вопрос, не носят ли подобные нововведения разовый характер. Если мы один раз очистили реку, а структура загрязнения никак не поменялась, то не стоит ожидать, что это сильно повлияет на будущее города. Олимпиада пройдет, а Сена опять покроется слоем мусора», — пояснил эксперт.
Если же реализуются не локальные разовые действия, а инфраструктурные проекты, имеющие долгосрочные последствия, то они, конечно, позволят развиваться дальше. Но и в этом случае нужно учесть ряд вопросов: есть ли у предложенных проектов какое-то логическое развитие после окончания Олимпиады? Кто будет поддерживать финансово эти проекты дальше? Кто будет пользователями, когда уедут туристы? Отвечая на эти вопросы, организаторы Игр смогут перейти из логики классического ивент-менеджмента в логику мастер-планирования и вообще градостроительства, подытожил урбанист.