Найти тему

Вредно ли ребенку играть в компьютерные игры 🖥? Или всё зло от смартфонов 📱?

"Всё лекарство и всё яд" - говорил в незапамятные времена Гиппократ. Ровно то же можно сказать и о современных детских развлечениях.

Нет ничего плохого в компьютерных играх. Даже в "стрелялках". В "войнушку" мальчишки играли во все времена: "Убит, падай, а то играть не буду!" Поэтому то, что из-за компьютерных игр дети вырастают жестокими 😡 - не совсем правда.

Плохо в этих играх лишь то, что дети "теряют границы" ⚠️. При игре с живым партнером все-таки приходилось рассчитывать свою силу, чтобы не причинить реальный вред. Да и собственные риски приходилось просчитывать. Ведь в жизни нет возможности вернуться на последнее сохранение...

Чем младше ребенок, тем больше риск, что законы игры он перенесет в реальную жизнь 💯. Собственно, поэтому малышам противопоказаны электронные устройства как средство развития и досуга.

‼️ Для малышей (дошкольников и младше) есть и еще один важный аргумент "против" развивашек на смартфоне. Дело в том, что именно до школы чрезвычайно важным фактором развития мышления является деятельность с предметами. То есть ребенку жизненно необходимо не водить пальчиком по экрану, а ощупывать, переворачивать, ставить друг на друга реальные кубики, комкать и расправлять бумагу, лепить из пластилина... Здесь и тактильные ощущения, и развитие мелкой моторики, и соотнесение визуальной информации с физическими ощущениями - всего не перечислишь. И никакой, самый современный смартфон, планшет такого взаимодействия обеспечить не может 😰.

Значит ли это, что электронные устройства нужно полностью исключить? Не исключить, но сильно ограничить их использование нужно - во благо ребенка.

Что касается младших школьников - ситуация меняется. Здесь основная задача - развитие абстрактного мышления. А значит - приложения с логическими играми будут очень кстати. Как и приложения для изучения иностранных языков, математические игры и т.п., которые в игровой форме помогают получить и закрепить знания.

Но не следует забывать, что в этом возрасте от использования смартфонов и планшетов - может пострадать зрение 👁 и ... мозг 🧠.

Зрение страдает, потому что ребенок постоянно смотрит в экран на расстоянии буквально пары десятков сантиметров. Это, говоря простыми словами, вызывает спазм мышц, изменяющих форму глазного яблока. Избежать данного вреда и просто, и сложно. Достаточно прерываться каждые 20-30-40-50 минут, чтобы сделать гимнастику для глаз или просто посмотреть вдаль, посидеть с закрытыми глазами. Но как это реализовать, если дети буквально "залипают" в экран?

И здесь уместно говорить о вреде уже для интеллектуального развития. Особенно с этой точки зрения вредны короткие ролики. Вредны не сами по себе, не своим "тупым" содержанием.

Эти ролики, длящиеся не более минуты, иногда - двух, совершенно отучают мозг сосредоточиваться на восприятии сложной информации. Падает концентрация внимания, произвольное внимание не удерживается на объекте - ребенок буквально "уплывает" 🥱, перестает воспринимать информацию, которая не сопровождается постоянным мельканием картинки. Какое тут чтение книг?

Ребенок сам не в состоянии контролировать себя - обязательно нужна "внешняя сила", которая поможет избежать чрезмерного увлечения гаджетами.

И самое главное - у ребенка должна быть "жизнь" вне гаджета, должны быть увлечения, живые друзья, что-то, что ему нравится делать руками. Тогда и экранное время естественным образом ограничивается, занимая лишь часы ожидания. А еще радует, что в транспорте я снова все чаще вижу людей читающих печатные книги!

Получился очень объемный материал, придется отложить продолжение на завтра...