Вспыхнула большая звезда.
В XXI веке футбол сборных закатил два фестиваля молодости – Евро-2004 и Евро-2024.
Вышло с большим размахом.
Сразу пять из десяти самых молодых голов Евро состоялись тут – португальским летом 2004-го и в неустойчивом 2024-м.
Особенным получился Евро-2004: три свежих имени в топе. Тогда рекорд обновили дважды всего за четыре дня: вырвавшегося вперед Уэйна Руни быстро сместил Йохан Фонлантен – парадоксальный швейцарец, в карьере которого больше не было чего-либо примечательного.
А теперь с нами Ламин Ямаль. Бывший 16-летний школьник, к большому удивлению ставший 17-летним. Ямаль выиграл Евро, отметился результативным действием на каждой стадии плей-офф, нахватал рекордов (просто подставьте любое достижение к «самый молодой…») и в конце забрал приз лучшему молодому игроку – немногие бы удивились, утащи неуловимый вингер «Барсы» награду MVP.
«Никогда не знаешь, что он сделает дальше. Для него мяч – словно друг. Даже брат», – веский восторг от Эрика Кантона. «Он принимает правильные решения в девяти с половиной случаев из десяти. И это в 16 лет», – восхищается Рио Фердинанд.
С каждым новым фокусом Ламина во мне крепло ностальгическое сравнение.
По мощности вспышки и масштабу явления Ямаль-2024 – это Руни-2004 для поколения зумеров. Вундеркинд, показавший себя миру на топ-турнире.
Сходства видит и сам Руни: «Ямаль немного напоминает меня на Евро-2004 – подростка, который наслаждался жизнью.
Страх? Такие молодые парни, как он, еще не успевают узнать или понять, что это такое. На большой сцене чемпионата Европы они просто играют, получают удовольствие и веселятся, и обычно это лучший способ играть».
А это человек, поверивший тем летом в Уэйна Руни – тренер англичан Свен-Йоран Эрикссон: «Влияние Ямаля натолкнуло меня на воспоминания о чемпионате мира-1958 в Швеции.
У Бразилии был молодой паренек, которого звали Пеле. Такие игроки не появляются очень часто. А ведь Ямаль должен быть еще в школе. Нам еще долго читать о нем, может быть, вплоть до ЧМ-2042.
Ямаль бесстрашен, прямо как Руни. Помню вечер, когда я впервые сказал Уэйну, что он в составе. А он ответил: «Ок». Не «Вау». Для него это было чем-то естественным».
Руни было подчеркнуто плевать буквально на все. На давление. На груз английских ожиданий. На имена. Уэйн забил четыре мяча и стал такой важной фигурой, что Англия предстала обреченной, когда он травмировался.
«Мне было 18. Я считал себя лучшим игроком в мире. Не было такого, чтобы я думал: «Это Зинедин Зидан». Скорее так: «Мы обыграем тебя». Напротив могли быть Пеле, Джордж Бест или Марадона – не имело значения», – вспоминал Руни.
Он был неформатом – как и Ямаль сейчас, вместе с Нико Уильямсом ускоривший Испанию. Дэвид Мойес позже называл Руни последним уличным футболистом. А комментатор ITV Клайв Тиндесли допустил, что Уэйна мало пугала встреча с Патриком Виейра и Лилианом Тюрамом на первом большом турнире в жизни, потому что по дороге домой из школы он на улицах неблагополучного Мерсисайда явно видел вещи и пострашнее.
Тюрам и вовсе разозлил Руни недооценкой. Чемпион мира и Европы заявил, что не ждет от 18-летнего юноши чего-то такого: ему не хватает опыта, он слишком молод и просто не Майкл Оуэн версии-1998.
В недавнем материале The Athletic партнер Тюрама по сборной Франции Оливье Дакур предложил проще относиться к тем словам: якобы Тюрам несильно парился из-за футбола и порой не знал в лицо даже французских игроков. Но Руни Тюрам задел. Уэйн воспринял громкие слова всерьез. И постарался, чтобы Лилиан хорошенько запомнил, кто он такой. «Думаю, можно было увидеть, как их центральные защитники боялись меня», – вспоминал Руни. Он заработал пенальти и собрал коллекцию трюков: прокинул мяч между ног Пиресу и нагло обыграл самого Зидана марсельской рулеткой.
Похожая история есть и у Ямаля – перепалка с Адриеном Рабьо. «Поговори теперь, поговори теперь!» – кричал Ламин в камеру после полуфинала с французами (2:1). Таким был ответ на предматчевое предупреждение Рабьо: «Хотим вывести Ямаля из зоны комфорта. Если Ламин хочет сыграть в финале, придется сделать больше, чем обычно». Ямаль прислушался – и забил гол, признанный лучшим на турнире.
Чувствуете, чем пахнет эта дерзость и готовность ответить на удар?
Smells Like Teen Spirit.
Отбросим тот факт, что песня вдохновлена словами о дезодоранте, накарябанными подружкой Кобейна на стене, что сам Курт быстро устал ее исполнять и постоянно менял объяснение смысла. Главный хит Nirvana – воплощение шума, гимн неповиновения и необузданности молодости.
Футбол в таком чертовски нуждается.
Особенно когда назрела смена поколений.
Руни считает, что мы как раз на границе: «Нужны игроки, которые заменят Лионеля Месси и Криштиану Роналду на вершине. Уильямс, Майну, Фоден, Беллингем, Ямаль – наряду с Килианом Мбаппе и Эрлингом Холандом – те, от кого можно этого ожидать».
Подчинившие себе футбол гиганты на сходе. Так было и 20 лет назад: Зидан, Фигу и Бекхэм тогда либо уже перешли отметку в 30+, либо были совсем рядом.
На запрос времени Евро-2004 ответил появлением Руни, Ибрагимовича и Роналду. Фигурами, что определили эпоху, заполнили все новости и заголовки.
Евро-2024 тоже не подкачал: из не упомянутых Руни талантов – Арда Гюлер (19), Джамал Мусиала (21), сорвавшие чуть меньше аплодисментов Флориан Виртц (21), Коул Палмер (22) и раньше других вылетевший Риккардо Калафьори (22). Символично и то, что в финале Евро сошлись два бывших тренера молодежек.
У нас на глазах всего за месяц зажглись новые или запылали сильнее уже знакомые звезды. Евро и ЧМ – идеальные площадки для укрепления репутации. Короткая дистанция только усиливает эффект. Соперники часто по составу слабее, чем в клубах, а зрителей и заинтересованных – в разы больше, чем у рядового матча против аутсайдера в пятницу вечером. Это закон.
И серьезный повод уважать футбол сборных.
Испания заслужила – 15 причин ее обожать ❤️ Вот вся золотая сборная Испании. Факты про каждого
Фото: East News/MLADEN ANTONOV / AFP, PAUL BARKER / AFP; Gettyimages.ru/Matthias Hangst, Clive Mason