Говорят, что согласно Указу Петра Первого, если моряк, сошедший с корабля на берег, напился до беспамятства, но при этом лежит головой к причалу, то наказание ему не грозит, потому что он даже в невменяемом состоянии всё-таки стремился прибыть на службу.
Военные моряки – каста особенная, а подводники в ней выделяются особо. Уж как нам, морякам-подводникам нравится вышеуказанный подход основателя российского флота к данному вопросу! Уж как он нам греет душу! Так сильно, что когда душа запоёт: «Займи, но выпей!», – мы, если надо, и займём, и выпьем! А потом, взяв на вооружение Петровскую инициативу, смело двинем в сторону корабля свои не очень послушные ноги, несущие не очень светлую голову, вне зависимости от времени суток (а чаще всего ночью!), чтобы в плотном и дружном строю принять утреннее флотское священнодейство: подъём Флага ровно в 08:00.
Почему пишу об этом? Ну, как почему? Чтобы в очередной раз какой-нибудь «пиджак», который прочтёт мою «нетленку», позавидовал нам, Морякам!
Достаточно часто в беседах с не служившими на флоте (да и просто не служившими), приходится немного развеивать миф о строгости на флоте к выпивке. Не поймите неправильно. Не поощрение выпивки, а разумный, иногда мудрый подход к этой теме. Как правило, я произношу такую фразу: «Командир (старпом, замполит и др.) могут поставить в пример офицеру, который опоздал к ритуалу подъёма военно-морского Флага, другого офицера, который порой не совсем трезв, но вовремя пришёл на службу и мужественно стоит в строю». Скажу честно, немногие воспринимают это как правду. Ну, это их дело. В каких-то случаях я не пытаюсь их разубедить, а иногда рассказываю одну небольшую историю, которая имела место быть, и я был её непосредственным участником.
Вот, собственно, к повествованию этой истории я и подошёл.
Место действия: Гаджиево, 13-й причал.
Действующие лица (массовка): экипаж атомного ракетоносца.
Главные отрицательные герои: КГУ БЧ-2, КГС БЧ-4. Оба – представители огненных знаков зодиака, в довесок к этому рождённые в год огненной лошади.
Главный положительный герой: КГС2 БЧ-2. Просто положительный со всех сторон человек, ответственный офицер, лишённый вредных привычек.
Цепной пёс: уважаемый тактичный старпом.
Сейчас уже сложно сказать, да это и не важно, что за повод был накануне. Но как бы то ни было, а два «огненных» брата на построение к подъёму флага вышли «красиво». Весь облик говорил о том, что всё в их жизни за прошедшие сутки было хорошо. Они шли нетвёрдой походкой, источая этот специфичный, легко улавливаемый аромат удачно проведённого вечера, перешедшего в ночь, закончившуюся утром. В меру бодро поприветствовали сослуживцев, традиционно получили в свой адрес немного язвительных замечаний, отпустили свои в ответ. А когда прозвучала команда старпома строиться на подъем Флага, привычно заняли свои места в строю, готовые как в меру сил исправно нести службу, так и огрести по полной за тот самый свой внешний вид. Судьба-индейка, никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Старпом, принимая доклады командиров боевых частей, не мог не заметить выдающееся состояние двух отрицательных персонажей, как и отсутствие нашего положительного героя (да простит он меня), местонахождение которого было не известно. Время неумолимо приблизилось к 08:00, Флаг был поднят, командир спустился в прочный корпус, а старпом остался доводить до экипажа различную информацию.
Стоит оговориться, с 13-го пирса отлично просматривался маршрут от КПП до корабля, поэтому на подъёме Флага весь экипаж (включая командира и старпома), наблюдал, как наш сугубо положительный герой (да простит он меня еще раз) всеми фибрами флотской души стремился успеть. Но, как та измождённая лошадь из знаменитого анекдота «… не смогла...». Ну, не успел он! Совсем чуть-чуть опоздал! Но, как известно, чуть-чуть – не считается.
Кульминация наступила очень быстро. Командира уже нет, он спустился в прочный корпус. А старпом, он на то и старпом, чтобы даже обладая природным чувством такта, быть цепным псом на корабле. Такова его юдоль. И вот этот цепной тактичный пёс по долгу службы обязан был пристыдить нашего положительного героя (боюсь, не простит он меня).
На разрешение встать в строй после полученного дежурного «разрешаю» он услышал примерно такую фразу: «Что же Вам, товарищ офицер, помешало вовремя прибыть на службу? Посмотрите на своих товарищей! Да они же пьяные ещё, но нашли в себе силы прийти на службу вовремя. Вставайте в строй!»
Можно было бы сказать: «Занавес»! Но нужно немного пояснить. Наш положительный герой реально был положительным со всех сторон человеком. Он почти не пил, не курил на тот момент точно, ещё не успел испортить семейной жизнью ни одну женщину, он делал ремонт в своей холостяцкой квартире, копил деньги на будущую «копейку» и даже предлагал мне бегать по утрам. Если для всех нас случившийся с ним конфуз был не более, чем повод поржать, то для него это была трагедия на два дня, серьёзно ранившая его тонкую душевную организацию. Его слова: «как он мог при матросах», «он же офицер» и т. п. я слышал пару дней.
Вот думал ли наш уважаемый всеми поколениями император Первый Пётр, что своим указом он может так ранить человека, который будет через 300 лет, как исключение, подчёркивать Указ, введённый основателем Российского флота?
Прости меня, неназванный сослуживец!
Рассказал КГС БЧ-4 Максим Гришин