Почему вагонзак еще называется "столыпинским вагоном"?
В дожелезнодорожные времена арестантов гнали к месту каторги пешком в цепях или же везли на телегах, на баржах реками. В пути между острогами заключенные отдыхали в особых крепостях.
Но ныне эту важную функцию надежно взяли на себя особые вагоны, в которых заключенных из СИЗО и этапируют на зону.
Считается, что традиция перевозить людей такими особыми вагонами якобы возникла у нас в премьерство памятного Петра Столыпина в конце 1900-х годов. Якобы тогда в Сибирь также доставляли переселенцев и каторжников (нередко оба понятия в одном лице тогда совпадали).
Отсюда мол, и прозвище вагона - "столыпинский" - такую версию распространил еще Солженицын. Правда, тогда заключенных везли в обычных товарняках, отличающихся лишь дыркой в полу - для отправления естественных нужд.
Ныне зэков везут в специально приспособленных под этапирование пассажирских купейных вагонах - так называемые вагонзаках. С собой имеет право взять увесистый баул.
Дабы избежать побега заключенных в тюремный вагон перемещают на особой охраняемой территории вокзала. Мелкими перебежками. Строго по одному, сразу же из автозака. После выкрикивания конвоем соответствующей фамилии.
- При выкрике фамилии зэк выходит из строя, говорит: "Я". Тут же присаживается на корточки, вещи впереди себя, руки на затылок, глаза в землю. Называет свое имя отчество и статью. При передвижении смотрит лишь себе под ноги.
- В этом момент лают, надрываясь, служебные овчарки. И да, конвой при попытке бегства имеет полное право открывать огонь. На поражение. Без предупреждения.
Вообще, на этапе арестант как никогда ощущает свою уязвимость. Запросто может выхватить от конвоя резиновой палкой или же ощутить на себе укус клыков служебной собаки. Пересылка это еще и постоянные шмоны - минимум два за этап.
По тюремным купе арестанты распределяются согласно статьям, тяжести наказания и месту назначения. Караул регулярно простукивает купе, устраивает шмоны. И раздает кипяток.
Окна в тюремных вагонах имеются окна лишь с одной стороны. Да и те непрозрачные, забраны решетками. Сами вагоны поделены на 2 части - первую занимают арестанты, вторую - конвойные. У конвоя купе обычные, пассажирские.
Женщин, несовершеннолетних и больных заразными болезнями навроде тубика везут в отдельных камерах, даже если такой пассажир всего один на весь вагон. Заводят их в купе в последними. Впрочем, зэки все равно умудряются через стенки знакомства со слабым полом заводить, общаться, балагурить по голосам ориентируясь.
- Есть и особое купе, что полностью закрыто толстыми металлическими ставнями до глухой тьмы. Здесь путешествуют "Пыжики" - пожизненно заключенные.
Этап также и возможность между двумя враждующими арестантами между собой разобраться. Если в тюрьме они сидели в разных камерах, то теперь оказываются в одном вагоне. Потому всякого рода стукачи очень этапа опасаются - тут прикрыть в купе их некому будет, администрации здесь нет тюремной.
- И да, свет ночью в арестантских купе отключают, оставляя освещение круглосуточно лишь в коридоре...
Полки в арестантских купе деревянные и узкие. Двери в арестантские купе - тоже решетки.
Одно тюремное купе рассчитано примерно на 7 арестантов. Хотя конвой может туда и намного больше народу запихнуть. Чем чаще всего и занимается.
В пути пассажиры вагонзака имеют право читать книги, или даже играть в шашки-шахматы. Если, разумеется, это настольные игры не забыли с собою взять. А вот курить в спецвагоне нельзя - но конвойный все же может не заметить.
Обычно считается в арестантском купе наиболее комфортной вторая верхняя полка - тут можно даже лежать, спать. Потому обычно часть зэков спит сверху. Часть сидит снизу, ожидая своей очереди на сон. Никаких матрасов, постельного белья, подушек.
С оправлением естественных нужд у этапируемых тоже возникает проблема. Арестантов обычно неохотно выпускают в туалет не чаще раза в четыре часа. Но по факту намного реже. И только во время движения. Причем стоять придется в очереди. Особенно тяжко ночью - конвой либо спит, либо делает вид, что спит. И на просьбы зэков вывести в туалет не реагирует.
Потому бывалые зэки на этапе либо совсем воды не пьют. Либо искусно мочатся в пластиковые бутылки - тут нужно постараться не обмочить собственные руки, а тем более - соседа. Иначе, сами понимаете, чем грозит. Не мне вам рассказывать.
В пути в вагонзаке для зэков никто пищу не готовит. Потому питание также неважное - консервы, галеты, хлеб, сухпаек, быстрорастворимые супы. Вагонной кухней с микроволновкой и бельем с подушками имеет право пользоваться лишь конвой. Зэки могут рассчитывать только на кипяток.
Кстати, тюремные вагоны сегодня "маскируют" под багажные - чтоб не смущать да не пугать добропорядочных пассажиров всего состава. Обычные законопослушные граждане даже не подозревают, что где-то в конце их поезда особым вагоном едут под охраной матерые зэки.
Тюремные вагоны часто оцепляют-перецепляют, держат часами в безвестности на запасных путях. Понять сколько продлится путь, куда именно доставят арестанта да когда, очень трудно.
Разговаривать с конвойными зэкам по правилам запрещено, как и спрашивать у них место назначения. Потому ориентируются арестанты в пути, слушая голос диктора из динамика на станции.
А ведь путь может оказаться весьма неблизким - например, эдак семь тысяч километров от московского СИЗО до колонии под Кемерово. И занять на все про все месяцев шесть, особенно если в транзитных централах застрянешь - логистика системы ФСИН вообще редко разбору поддается...