Найти тему

Дэдпул и Росомаха

Фильм «Дэдпул и Росомаха» существует потому, что Хью Джекман, девять раз игравший Росомаху и якобы ушедший на покой после «Логана» 2017 года, обожает серию фильмов о Дэдпуле и дружит со звездой Райаном Рейнольдсом. Он хотел, чтобы мутант с адамантиевыми когтями объединился с Человеком со ртом, предпочтительно в приятельском фильме по образцу боевиков 1980-х годов с рейтингом R, таких как «48 часов». Конечный продукт верен духу франшизы, но при этом не забывает о самокритичном юморе и нарушениях четвертой стены, пока все это не выглядит как результат смелости: насколько большими мы можем сделать воздушные кавычки вокруг слова «искренность» и при этом затронуть сердечные струны?

Примерно через полчаса после начала фильма Уэйда отправляют на задание, охватывающее несколько вселенных, в результате которого он объединяется с Росомахой (неважно, по какой причине - вы все равно узнаете об этом, когда посмотрите фильм, который соберет миллиард долларов независимо от того, что скажет о нем кто-то вроде меня), и дуэт оказывается в похожей на тюрьму «Пустоте», которой управляет Кассандра Нова (Эмма Корвин), лысая, скелетно стройная сестра-близнец Чарльза Ксавьера. Место заполнено обломками и памятниками, все они, похоже, взяты из фильмов, выпущенных Disney и 20th Century Fox (которая была поглощена Disney в 2019 году).

Уверен, что к тому времени, когда вы будете читать эту статью, на странице Википедии появится исчерпывающий список эпизодов фильма, но среди прочего я, кажется, заметил вертолет S.H.I.E.L.D. Вертолет, шпили Уильямсбургского моста (место важной битвы Человека-паука) и верхушку факела Статуи Свободы (оригинальный фильм 1968 года «Планета обезьян» был снят компанией Fox) - все они зарыты в землю, как «два огромных и безногих каменных ствола» в поэме Перси Байша Шелли «Озимандиас». Эту зону называют «метафорической свалкой». Эту фразу можно читать двояко. Подозреваю, что игривость Дэдпула склоняет его ко второму прочтению: это свалка метафор поп-культуры, особенно тех, что встречаются в комиксах и фильмах по ним. Метафоры на этой свалке включают в себя персонажей комиксов, которые, помимо самих себя, являются ходячими репрезентациями аспектов общества, психологии, политических или социальных условий.

Они также являются продуктами. Не зря первая драка Дэдпула и Росомахи происходит вокруг гигантской высеченной из камня версии логотипа 20th Century Fox, который раньше красовался перед фильмами Fox: чтобы этот фильм существовал, пришлось пожертвовать студией. Одержимые историей кино, которые могут терпеть гримасничанье Райана Рейнольдса, его притворство и словесные сноски, оценят, что, помимо всего прочего, «Дэдпул и Росомаха» - это супергеройская версия панихиды по студии и различным франшизам и неразработанным проектам, которые были отброшены или выведены из эксплуатации при ее покупке. Стилизованные под Лазаря трибьюты по IP здесь проходят с большим остроумием и юмором (не говоря уже об элементарной порядочности), чем вихрь резиновых персонажей DC в фильме Warner Bros. «Флэш». Язвительная осведомленность фильма о мотиве наживы также немного смягчает остроту ситуации. «Fox убила его, - говорит Уэйд о Логане, - Disney вернула его. Они заставят его заниматься этим до девяноста лет».

И не зря: основная история фильма - это как буквальное, так и фигуральное воскрешение. Когда мы впервые за шесть лет встречаемся с Уэйдом, его бросила на произвол судьбы его девушка Ванесса (Морена Баккарин), отвергли Мстители, и он смирился с тем, что стал «неудачником», продает подержанные автомобили и носит неудачный шиньон. Он попадает на службу к мистеру Парадоксу (Мэттью Макфейден), агенту Управления по изменению времени (TVA), который разработал «Потрошитель времени», способный уничтожать временные линии, потерявшие «якорное существо». Опять же, в рецензии на такой фильм нет смысла углубляться в сюжет, поэтому скажем, что для предотвращения апокалиптических проблем в собственной временной линии Уэйда ему нужно захватить Росомаху из одной из других временных линий и заменить его в той, где он является трагически погибшим «якорным существом», удерживающим эту нить вместе

В угоду всем этим дурачествам и махинациям фильм превращает подтекст в текст и выделяет его жирным шрифтом. Уэйд упивается тем, что объявляет себя временным Иисусом. В одном из прыжков во времени мы видим Логана, распятого на гигантском иксе. Фильм постепенно превращается в эквивалент супергеройского боевика с девятизначным бюджетом, снятого Чаком Джонсом в стиле Looney Tunes, вроде «Duck Amuck». «Продолжайте», - говорит Уэйд, когда персонаж начинает вести монолог, - „зрители привыкли к длинным сериям“. Уэйд, как и всегда, ведет повествование, а в какой-то момент захватывает камеру и тащит ее в другую часть съемочной площадки, чтобы сообщить нам нечто конфиденциальное.

Сценарий откровенно рассказывает о том, что Дисней не разрешил Рейнольдсу и компании показывать. Кокаин упоминается, но никто его не употребляет; задницы описываются, но не изображаются; есть гомоэротическая игра слов, но нет реальной сексуальной игры. При этом сценаристы получают больше свободы действий, чем я предполагал, когда речь заходит о критике того, что Disney запустил MCU в землю и после «Эндшпиля» разошелся в разных, несовместимых друг с другом направлениях. «Кстати, добро пожаловать в MCU», - говорит Уэйд Логану. «Ты присоединился в самый неподходящий момент».

В то же время в фильме сохраняется отвязная и хаотичная атмосфера скетч-комедии, которая роднит его со сценами слэпстика ранней эры звукового кино. Росомаха и Логан - неуязвимые двоюродные братья Боба Хоупа и Бинга Кросби, которые перекидываются фразами в долгоиграющем сериале «Дорога», где регулярно делаются паузы, чтобы пообщаться со зрителями за просмотром фильма. Они также Мо и Керли в суперкостюмах. Их глазные пики проходят через глазницы и попадают в мозг.

И все же, несмотря на глупый хаос и гиперметафорическое дуракаваляние, я переживал за персонажей, особенно в финале, который разворачивает пафосный брандспойт и поливает нас из него. Джекман трогателен в роли Росомахи - и всегда был таким; возможно, тем больше, чем старше он становится. Здесь он играет не натурала, а раздраженного, раздраженного человека. Он кричит не только потому, что ему надоел этот клоун в красном костюме, но и потому, что он в ярости на себя за неудачу, и теперь у него есть цель, на которую он может направить свою накопившуюся негативную энергию. Рейнольдс, при всей своей болтливости, резкой неумолимости, тоже трогателен, возможно, потому, что в этой версии историй героев они оба - сломленные, брошенные мужчины: «неудачники», - называет их Уэйд. Их неудачливость связана с идеей о том, что персонажи Fox-Marvel оказались побочным ущербом в долгом корпоративном противостоянии, которое закончилось тем, что один из участников аннексировал и разграбил другого.

Хотелось бы, чтобы фильм был более связным и последовательным. Визуальные эффекты отличаются разным качеством. Некоторые крупные планы светятся, а цвета сияют, особенно в ночных сценах, в то время как другие кадры (особенно панорамы дневного света в последовательности лимбо) выглядят настолько плоскими, размытыми и лишенными деталей, что не прошли бы в качестве заставки. Режиссер Шон Леви - постоянный соратник Рейнольдса, которому удобно работать с крупнобюджетными CGI-проектами, - справляется с экшеном грамотно, но не изобретательно (хотя у него есть талант комедийного рассказчика, умеющего подобрать время для словесных и визуальных гэгов, и в фильме есть неплохой трибьют «Олдбою»). Это уже второй «Дэдпул» подряд, где Уэйдом движет в основном желание поступить правильно по отношению к Ванессе, хотя ее в нем почти нет. (В его рассказе, правда, есть признание в том, что у него возникло желание пошалить во время просмотра «Сплетницы», в которой снималась жена Рейнольдса Блейк Лайвли). По супергеройским меркам фильм получился плотным (127 минут), но все же на исходе. Впрочем, Уэйд это признает, обещая закругляться, когда вы начнете ерзать.

Есть и компенсации, особенно в актерском составе. Макфейден подает вкусную ветчину в традициях британцев, обученных Шекспиру. Коррин, сыгравшая принцессу Диану в сериале Netflix «Корона», получилась пугающей злодейкой с ее хищным взглядом, птичьими руками и ногами и длинными изящными пальцами. В фильме некоторые мучительные или убийственные действия Кассандры доведены до такой степени, что кажутся не только физическим, но и духовным насилием. Когда эта женщина влезает в вашу голову, это не метафора. (В фильме присутствует ненормативная лексика, следы насилия и садомазохистские наклонности, поэтому он не предназначен для детей, как и другие).

В своей скетч-комедийной манере (сценаристов пять человек) «Дэдпул и Росомаха» формулирует нечто честное и правдивое о сути фильмов по комиксам, в большей степени, чем большинство «мрачных» адаптаций: все это в любом случае рифф. Мультивселенная - как и комиксы, мыльные оперы и прорестлинг, из которых она развилась, - бесконечно податлива. Ни один важный персонаж не умирает безвозвратно и не становится исключительно хорошим или плохим парнем. Именно поэтому известные персонажи могут быть представлены с помпой, затем внезапно убиты ради смеха или превратиться из неисправимого зла в злодея, но исправимого. Мы идем в кино, зная, что наше неверие будет выключаться и включаться, как выключатель. Это часть договора. И смелости.