В сентябре этого года в Ростове-на-Дону собираются активно отмечать 275-летие города. Повод отмечать - хороший. В предыдущей статье я обещал рассказать читателям о сомнительности отсчета основания города с 1749 года, когда в донском устье реки Темерник была учреждена таможня. Но ведь таможня - это не населенный пункт, не правда ли? Проблема с точной датировкой возникла во многом потому, что в 1883 году весь архив города с начала по середину 19 века был по предложению городского головы-герострата Николая Кузьмина продан местной думой на оберточную бумагу — «за ненадобностью и недостаточностью места для хранения». В позднейшее время город Ростов-на-Дону вобрал в себя не только таможню, упраздненную крепость Димитрия Ростовского, но и другие "независимые" поселения, например, часть юрта казачьей станицы Гниловской, станицу Александровскую и даже цельный армянский град Нахичевань-на-Дону ( и в наши времена град Ростов угрожает поглотить другие ближайшие города-села типа Батайска или Аксая своей агломерацией). Но на нынешней территории города существовали поселения и ранее 1749 года. Можно, конечно, согласиться с тем, что Ростову-на-Дону - не одно тысячелетие, потому что на нынешней территории были всяческие древние городища с языческими капищами и идолищами. Но мне все же кажется, что корректно считать годом возникновения Ростова-на-Дону тот год, когда здесь появилась первая христианская церковь, потому как не стоит село без праведника, и не рождается город без церкви. Так вот, этот год известен, и я солидарен с авторитетным ростовский краеведом Эдуардом Вартановым, который предлагает считать реальной датой возникновения города 12 января 1712 года, когда из оставленного туркам Азова сюда в рыбацкое селение Полуденку была вывезена и поставлена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Эдуард Вартанович любезно согласился показать место, где и была первоначально эта церковь. Стояла она на холме, ныне частично обрамленном современными бетонными блоками и кирпичной кладкой, в которых можно даже узреть и часть контура церкви.
Напротив этого знакового холма - скамеечка, сидя на которой можно лицезреть священное для города место.
А взобравшись на холм, можно посмотреть с него и увидеть вдали донское левобережье, а внизу - балку-улицу Червонную.
А здесь под гаражами и жилой застройкой находилось полуденское кладбище.
На страницах портала "Меотида и окрестности" подробно изложена версия Э. Вартанова о дате основания города, а также рассказано о судьбе Полуденской церкви. Но я хочу сказать еще вот что: Полуденка занимала частично и те городские земли, которые теперь занимает небезызвестный неформальный район города с не очень благозвучным и не очень приличным названием "Говнярка".
А улица Червонная, где стояла первая церковь, это - восточная граница Говнярки. Хотим мы этого или не хотим, но следует признать: первый Ростов начинался с Говнярки!
И ведь на Червонной были не только первая церковь, но и другие первые ростовские вехи. Например, первая ростовская мостовая. Часть улицы выложена вот такими деревянными спилами-чурками. Не уверен, что они сохранились со времен Полуденки, но можно утверждать, что именно так выглядели первые мостовые в городе.
Шедевральные потускневшие фрески-граффити по мотивам различных детских и сказочных произведений, выполненные на гаражных воротах неизвестным говнярским художником, позволяют высказать предположение, что это - первый ростовский стрит-арт! Обратите внимание: на втором граффити присутствует церковь, крутые улочки и река. Уж не Полуденку ли изобразил художник?
А это, похоже, первый в Ростове "Цойжив".
Улица необычайно крива, крута, живописна и непостижима, как улицы знаменитой таганрогской Богудонии, что не удивительно, поскольку тоже находится в старинном рыбацком районе. Потрясает и разнообразие и сочетание различных деталей и материалов.
Хозяин Червонной.