Найти тему

«ВСЯК СМИРЯЯЙ СЕБЕ ВОЗНЕСЕТСЯ»

В рубрике «Письма духовным чадам» мы предлагаем вам избранные письма близких нам по времени святых и подвижников благочестия. В этих письмах — живое слово и духовное наследие великих пастырей, где и сегодня каждый из нас сможет найти ответы на сложные вопросы о христианской жизни в современной действительности. Все мудрые советы и наставления, адресованные разным людям по разным аспектам духовной жизни, основаны на собственном аскетическом опыте и глубоком понимании святоотеческого наследия. Надеемся, что такое живое пастырское слово обретет благодатную почву в ваших сердцах…

Сегодня делимся с вами письмом преподобного Варнавы (Меркулова), иеромонаха Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, основателя Иверского монастыря в Выксе, к сестрам Выксунской обители.

Христос посреде нас есть и да будет вовеки, честные о Христе сестры!

Не по силам моего разумения вопрос ваш, кто из вас должен быть болий, и непонятен спор о первенстве. Хотел бы оставить без ответа о сем письмо ваше, но, дабы не навести вам скорбь моим молчанием, решился писать.

Раскройте Евангелие Матфея, главу 18, там написано: приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще: кто убо болий есть в Царствии Небеснем? И призвав Иисус отроча, постави е посреде их, и рече: аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное. Иже бо смирится яко отроча сие, той есть болий во Царствии Небеснем (Мф. 18: 1–4). Вот ответ на вопрос ваш и научение: кто не будет по свойствам души своей, как дитя, тот не удостоится Царствия Божия; младенец не имеет ни зависти, ни тщеславия, простосердечен, всегда доволен, незлобив и смирен. Итак, в духовном делании нужно иметь не одно только мужество, но и смиренномудрие; без сего никтоже может спасение получить. Подвиги поста, молитвы, самая милостыня — ничто, если всё сие будет твориться с гордостью и превозношением. Бог гордым противится и только смиренным дает благодать (ср. 1 Пет. 5: 5), потому-то смиряющийся, как отроча… есть болий во Царствии Небеснем.

-2

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Или вот еще чтите Евангелие от Марка, зачало 47. Что Господь сказал по поводу неуместной просьбы сынов Зеведеевых о первенстве? Весте, яко мнящиися владети языки, соодолевают им, и велицыи их обладают ими. Не тако же будет в вас, но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга. И иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб (Мк. 10: 42–44); то есть между нами, христианами, первенство не в том должно состоять, чтобы произвольно властвовать другими, а, напротив, в смиренном служении благу ближних. Кто больше служит другим со смирением, с самоотвержением, с детскою простотою, тот и выше других. Кто хочет быть выше других по действительному достоинству, тот должен более угождать другим, чем себе, — быть для своих ближних и другом, и рабом. Таковы были все истинные подвижники Христовы; в них не было честолюбия, они не искали преимуществ пред другими: сие приходило к ним само собою за их смирение и взаимную любовь. Так, всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лк. 18: 14).

Вот на ваш вопрос ответ святого Евангелия, что же иное или большее могу сказать от себя аз, немощный и грешный, разве только тот же совет Евангелия: любите друг друга (Ин. 15: 17).

Прощайте, да хранит вас Господь Премилосердый. Помолитесь обо мне, как и я молюсь о вас.

Иеромонах Варнава.

1873 г.

-3

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU