Признаться, не ожидал, что мое увлечение будет стоить таких запредельных денег. Оно понятно – за удовольствие надо платить, но не столько же.
За 4 года фотосъемки дикой природы я сменил три камеры. На то было множество причин. Каждая новая машинка позволяла получать качественные фотографии быстрее и проще. И обходилась мне дороже предыдущей – в среднем на сто пятьдесят тысяч рублей.
Объективы заслуживают отдельного упоминания. Чтобы купить желаемую дальнобойную оптику для Nikon Z9 мне, образно говоря, придётся продать почку. Сейчас я активно эксплуатирую самый дешёвый телевик серии F Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S Nikkor через переходник FTZ II. Вариант рабочий, результаты радуют, но… мне всё равно хочется его поменять. Старичок однозначно проигрывает родному NIKKOR Z 180-600mm f/5.6-6.3 VR по целому ряду параметров. Последний стоит полторы сотни. Вполне приемлемо. В планах светосильная оптика Nikon 70-200mm f/2.8 VR S nikkor Z, макрообъектив Nikon 105mm f/2.8 VR S Nikkor Z MC и широкоугольник Laowa 10mm f/2.8 Zero-D FF. Но в обозримом будущем им не суждено сбыться. Я трезво оцениваю свои материальные возможности.
Спрашивается, а можно снять птичку дешевле? Альтернатива дорогой технике есть?
Есть. Эта альтернатива уже два года пылится дома на полке. Называется Panasonic Lumix DMC-FZ2000. Я покупал его осознанно, всё тщательно взвесив и оценив.
Раз уж мы начали говорить о деньгах, сразу озвучу стоимость аппарата. Цена, заявленная на разных ресурсах, варьирует от 900 до 1200 USD. Я заплатил за него 120 000 рублей. По нынешним меркам, всего ничего.
Lumix DMC-FZ2000 позиционируется как крутая машинка для создания видео. Собственно, для этих целей я её и покупал. Планировал снимать «кино» для блога, ютуба и прочего. Времени не хватило даже на то, чтобы её освоить.
Таскать вторую камеру для фотосъемки было не с руки, а использовать как основную, имея на руках топовую беззеркалку Nikon Z9, глупо. Короче, она мне не пригодилась.
Камера во многом уникальная. Давайте расскажу про достоинства.
Первое, как ни странно, вес. Мой Nikon в комплекте тянет на 4 кг. Прибавляем сумку Tenba Axis Tactical для его переноски. Это еще 2,50 кг. Lumix DMC-FZ2000 в несколько раз легче – всего 915 г. Его без напряга можно таскать с собой ежедневно. Даже при многочасовой съёмке руки точно не отвалятся.
Второе – оптика. Камера имеет встроенный объектив Leica DC Vario-Elmarit 8.8 - 176 mm (эквивалент 24-480 мм в формате 35 мм). На минимальном фокусном диафрагма 2,8, в режиме телевика – 4,5. Светосильное стекло с 20-ти кратным оптическим увеличением на корпусе с возможностью плавного зуммирования на кнопке, очень удобной для пользователя – это фантастика. Чтобы добиться столь широкого функционала на аппарате со сменной оптикой, придётся покупать минимум три объектива. Что стоит весьма прилично.
Поработать с новой камерой в поле у меня так и не получилось. Я брал её с собой дважды. В качестве запасной. И ни разу так и не достал. Отвлекаться от съёмки долгожданной пташки и тратить драгоценное время на тестирование суперзума не хотелось.
Чтобы сделать пробную серию, я поехал в зоопарк. Там ждать и догонять никого не надо, все на виду в зоне досягаемости. До продвинутого пользователя DMC-FZ2000 я не дотягивал, в меню до этого практически не заглядывал, на кнопки давил интуитивно. Просто, не думая, наводил и снимал. С выбором объектов и композицией кадра особо не заморачивался. Мне было важно понять, как работает оптика на разных фокусных расстояниях, насколько она резкая и точная. И еще разобраться с дюймовой матрицей, самой маленькой из существующих. Я с такой никогда не работал, но слышал многое. Поэтому не особо доверял.
Снимал в RAW. Только в этом формате доступны продвинутые возможности для постобработки, в том числе эффективное подавление шумов.
Результаты приятно удивили. От миниатюрной матрицы я такого не ожидал. Света было достаточно, задирать ISO не пришлось, но я по привычке все равно прогнал исходники через шумодав DxO PureRAW 3. При «проявке» цифровых негативов пришлось немножко подтянуть тени, контраст, цвет и прочее. Никаких резких телодвижений, все как обычно – в рамках моего стандартного процесса постобработки. То, что получилось на выходе, можете оценить сами. Лично меня качество фотографий устраивает на все сто.
Фотосессия в зоопарке в яркий солнечный день явно удалась. Осталось проверить камеру в критической ситуации. Далеко ходить не стал, щелкнул своего кота на лежанке в тёмном-претёмном коридоре. С рук, сантиметров с 10, на самом коротком фокусном расстоянии, на самой широкой диафрагме. Ничего хорошего не ожидал. Мне внушили, что маленькие матрицы очень чувствительны к ISO и на значениях выше 1600 шумят не по-детски. Я поднялся до 3200.
По итогам получил четкий снимок (хвала стабилизатору) приемлемого качества, который без колебаний можно выложить в любой сетевой паблик. Обратите внимание на глубину резкости. При съемке в упор на широко открытой диафрагме получить такой кадр за гранью моего понимания. Если удалить шумы, картинка, сделанная FZ2000, по качеству будет сравнима со снимком полнокадровой топовой беззеркалки.
Камера все больше интриговала. Я решил продолжить эксперименты. Вышел в поле, нашёл бабочек, отснял телевиком условное макро. Обработал насекомых по стандартной схеме – пропустил через шумодав DxO PureRAW 3, проявил в Capture One, довёл до ума в Adobe Photoshop, добавил резкость в Topaz Photo AI. Результаты на экране.
Для чистоты эксперимента сделал кадр со значением ISO 3200. Ещё раз убедился - размер матрицы значения не имеет. Если снимать в RAW и использовать правильные инструменты для постобработки, проблем не будет.
А если снимать в JPG, будут? Хороший вопрос. Применительно к Lumix DMC-FZ2000 архиважный. Потому, что так называемый суперзум с цифровым увеличением фокусного расстояния до 960 мм, работает только с JPG. И раз уж я взялся за написание этого обзора, пришлось наступить себе на горло и поработать с этим непревычным для меня форматом.
Глубоко не копал. Взял котейку из войлока и отщелкал его в трех режимах – RAW для контроля, JPG с оптическим увеличением с 5 метров и с цифровым с 10. Принципиальной разницы не увидел. Разве что, при обработке файлов JPG в графическом редакторе градиенты на заднем фоне ожидаемо поломались. Если бы я изначально не налажал с экспозицией, тянуть исходники бы не потребовалось, и картинки выглядели бы без искажений. Следует помнить, что в поле идеальных условий не будет – и вы, и камера будете ошибаться, поэтому тени-света-цвета по любому придется корректировать.
Если на пушистой игрушке практически ничего не видно, то на живых «гладких» объектах деградация изображения при съемке на максимуме в режиме цифрового суперзума становится заметна. В некоторых случаях при должной сноровке это лечится. Мне удалось поправить кузнечика, пропустив его через DxO PhotoLab 7 и Topaz Photo AI. Думаю, будь изображение чуть более шумным, ничего бы не получилось.
На этом обзор с полевыми тестами можно заканчивать и делать какие-то выводы.
Lumix DMC-FZ2000 выглядит очень достойно. Даже у меня, очень требовательного к качеству, картинки нареканий не вызывают. От слова «совсем». По скорости реакции в реальной обстановке, она уделает любую камеру со сменной оптикой. С таким диапазоном фокусных расстояний можно за секунду перефокусироваться с мелкой пташки в небе на лося в считанных метрах от фотографа. Суперзум будет очень полезен бердвотчерам для съемки и последующей идентификации удаленных объектов.
Камера интуитивно понятна и проста в эксплуатации. Я абсолютно нулевой, скажем так, неуверенный в себе пользователь Lumix DMC-FZ2000 в автоматическом режиме умудрился получить снимки прекрасного качества. Постобработка позволила сделать их еще лучше.
Если кому-то мало того, что я тут понаписал, могу порекомендовать полезные видео с тестами, обзорами, обучением и прочей важной информацией. По большей части про видеовозможности камеры, которых, по понятным причинам, я не касался. Всё на английском, который на автомате переводится в Яндекс браузере.
Хочу обратить внимание на канал Claudinchenchen, посвященный макросъемке с апохроматическими линзами. Там нечто невероятное.
В свое время я отсмотрел достаточно много полезного видео с Ютуба. Это помогло определиться с покупкой камеры.
Panasonic FZ2500 (FZ2000) Hands-On Field Test
Panasonic FZ2000/2500 review after 4 months of use!!! Fantastic video camera!!!
PANASONIC LUMIX DMC FZ2000 2500 FULL HANDS ON REVIEW WITH SAMPLE FOOTAGE AND PHOTOS
TUTORIAL: THE BEST PANASONIC DMC FZ2500 FZ2000 SETTINGS FOR A VIDEO WORKFLOW
На десерт можно почитать большой-пребольшой текст с полным обзором камеры от профессионалов PhotoReview. Исходник на английском. Легко и понятно переводится в Яндекс браузере.