Найти тему
Газета Солидарность

Самозащита не равна прогулу. Лишать права на самозащиту - недопустимо

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Машинист турбины не только восстановился на работе после незаконного увольнения, но и добился индексации зарплаты для всех сотрудников предприятия. Однако работодатель не стал выполнять решение суда и выплачивать задолженность по зарплате. В ответ машинист приостановил работы до погашения задолженности - и был уволен уже за прогул. В суде работодатель доказывал, что приостановка была незаконной, поскольку работник занят в жизнеобеспечении. Но ничем это не смог подтвердить. Суд снова восстановил работника и признал незаконной попытку работодателя помешать реализации права на самозащиту.

О борьбе машиниста турбины центральной ТЭЦ Новокузнецкого обособленного подразделения ООО “СибЭнерго” за свои права “Солидарность” уже писала (см. № 43, 2022, “Помощь залу”). Напомним, что от работника пенсионного возраста решили избавиться под предлогом сокращения кадров, даже не спросив мотивированного мнения профорганизации и не предложив других вакансий. В этой борьбе его поддерживали профсоюзные юристы.

- Причем так им не терпелось, что уволили прямо в тот день, когда машинист принес справку о закрытии больничного, официально он еще болел, - рассказывал “Солидарности” главный правовой инспектор труда Кемеровского обкома Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) Анатолий Белинин.

Добровольно выплатить компенсацию морального вреда работодатель не захотел. И не выдал вовремя ни справки о зарплате, ни заработанные деньги. Четыре инстанции прошел истец, прежде чем добился возвращения на рабочее место. Суд подтвердил, что работодатель нарушал права всех сотрудников предприятия, им положена индексация зарплаты и их оклады надо пересчитать. Работодатель посреди судебного процесса издал приказ о восстановлении машиниста на работе, но процесс остановить уже не смог и все равно проиграл.

Тем временем машинист в порядке статьи 142 ТК РФ написал заявление о том, что не выйдет на работу, пока перед ним не погасят всю задолженность. Тогда его уволили - якобы за прогул. И снова он при помощи профсоюзов пошел в суд, оспаривать законность приказов и требовать компенсации морального вреда за незаконное увольнение, а также компенсации зарплаты за время вынужденного прогула.

Работодатель пытался доказывать, что истец трудится в сфере жизнеобеспечения, и профессия машиниста турбин не дает права на забастовку, приостановку работ и на самозащиту. Истец же потребовал дополнительную компенсацию морального вреда за препятствие реализации права на законную защиту.

- Я не являюсь работником, который непосредственно обеспечивает жизнедеятельность населения. Более того, вы увольняете меня с работы как лишнего, ненужного работника, по сокращению штата. Поэтому я имею полное право на самозащиту, которое предусмотрено законом, - пояснял свою позицию истец.

Суд установил, что истец был восстановлен на работе, но деньги, взысканные по решению суда, выплатили существенно позже, а индексация заработка не была выплачена даже на момент суда, то есть полностью долги не погашены. Истец был вынужден обратиться в суд с заявлением о привлечении работодателя к материальной ответственности за несвоевременное выполнение решения суда, и суд взыскал компенсацию за задержку зарплаты и компенсацию морального вреда - пять тысяч рублей. На основании этого суд пришел к выводу, что истец правильно воспользовался своим правом и приостановил работу.

Кроме того, отметил суд, ответчик так и не доказал, что машинист не имел права приостанавливать работу. Предоставленная суду инструкция (во время ознакомления с которой, кстати, у истца был выходной день) не содержит запрета на приостановление работы.

В итоге 7 ноября 2023 года Центральный районный суд Новокузнецка объявил незаконными приказы об увольнении и вынесении дисциплинарного взыскания. Машиниста восстановили на работе, задолженность велели выплатить. Действия ООО “СибЭнерго”, препятствующие реализации права на самозащиту, тоже признали незаконными, за что постановили выплатить компенсацию морального вреда в тысячу рублей.

Полина Самойлова, корреспондент "Солидарности"