Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эмоции подростка меняются как?

Вчера посмотрели семьей мультфильм Головоломка - 2.

Эмоции подростка в пубертате рассмотрены чудесно в этой истории.

Подростки смотрели с интересом, потому что сложные вещи о том, что происходит с эмоциями и как это выглядит внешне, объяснены простым языком и наглядно.

У подростка начинают проявляться здоровые нарциссические черты, он пытается строить отношения, определять границы своей автономности, идентифицировать себя c группой, определить свою идентичность и ответить на вопрос – кто я?

Кроме базовых эмоций в период взросления появляются новые эмоции – стыд, тревога, зависть, состояние хандры и ностальгии.

Стыд – эмоция нарциссического спектра. Достается от родителей как предписание можно/нельзя, хорошо/плохо, как часть их мировоззрения и отношения к жизни.

Стыд формирует Суперэго – чтобы функционировать в социуме и соблюдать нормы поведения, законы и правила общества, не выходить за пределы дозволенного законом и адаптироваться в группе. Таким образом, эмоция стыда обладает ограничивающей функцией – чтобы не нарушать нормы морали и чужие границы.

Это эмоция с запретительной функцией, чтобы энергия, направленная на удовлетворение желаний, не приносила вред другим людям.

Но стыд важно преодолеть, и это будет важным шагом в развитии – дать волю мечтам, идеям, новым проектам, вере в себя. Дать разрешение себе исследовать мир с интересом и радостью, без страха.

Райли проходит этап стыда "Я не такая как все" и выходит к истинной Я.

Стыд всегда есть нападка и обесценивание своей личности.

Я сам плохой.

Я сам и есть ошибка.

Я сам недостаточно хорош.

Я не достоин находиться среди людей.

Плюсом к чувству стыда, чувство вины накрывает через описание своего действия и здесь важен глагол:

Я сделал нечто плохое.

Я допустил ошибку.

Я должен все исправить.

При этом вина и стыд заставляют чувствовать себя паршиво: подросток злится, раздражается и не знает, что делать – так растет тревожность.

Когда мы испытываем эмоции, то это сигнал о том, что-то не так с удовлетворением наших потребностей, или же, наоборот, все просто супер и тогда радость "зашкаливает."

Эмоции посылают сигнал и формируют убеждения.

"Ага, мне было классно – повторю!" Или же , наоборот, препятствуют поступку.

Тревожность, как раз об этом.

Появляется внезапно и порождает сомнения и неуверенность.

Но проходит, когда начинаются действия по удовлетворению желания – делается шаг в новое.

Посмотрите, как тревожность задорна и просто кладезь идей. Она активна и супердеятельна. Тревожность толкает Райли на новые дела.

Она заставляет выйти из зоны комфорта через стыд, показывая, что потребность в признании у подростка не удовлетворена.

Мы все ставим новые цели, когда желаем большего. Так при чем же здесь стыд?

Чтобы подростку достичь новых целей, нужны новые навыки общения, поведения, профессиональные. У подростка их нет, он только выходит в мир и учится жить в социуме. Выход из под домашнего крыла сопровождается выходом из зоны комфорта в дискомфорт.

А это связано с тревогой. Получится ли? Примут ли меня? Достоин ли я быть здесь?

Маленький ребенок действует в детских моделях поведения, где мама подправит, если что не так. А подросток идет в новый опыт самостоятельно и испытывает дискомфорт от того, что не знает как себя вести и прежней опоры уже нет.

"Не могу, не получится" – спутники движения в новое. Помните поговорку – "а ты через не могу давай". Как раз отражает процесс взросления и принятия ответственности.

Что делает тревожность в мультфильме?

Кстати, состояние панической атаки показано просто замечательно.

Выкидывает старые родительские установки, и создает свои новые, которые кажутся Райли современными и прогрессивными. В этих установках много нового Я – пока еще несформированного под новую идентичность.

В них, конечно, много негатива, но тем не менее, они заставляют девочку–подростка идти вперед. Криво–косо, но вперед, в новое, в развитие.

Почему эмоции ребенка – страх и радость были "удалены" с поля?

Радость и страх не дают двигаться вперед. Страх закрывается от нового и заставляет быть в комфорте.

Радость также – если хорошо здесь и сейчас, то зачем развиваться и уходить из привычного комфорта? "От добра добра не ищут".

Чтобы пойти на поиски этого добра есть такая эмоция как зависть.

Зависть – желание обладать чем-то лучшим, чем есть у нас сейчас.

Сложная эмоция. Может разрушить. Но она же двигает вперед. "Хочу!" двигатель к новому. Без зависти и выдерживания конкуренции никуда не продвинуться.

И тогда растет тревожность из-за зависти и желания обладать. Хорошо, что сдерживает эту энергию стыд – не допускает до антисоциальных последствий.

Энергия и желания подростка очень сильны, а как я выше рассказала, стыд всегда направлен на себя. Поэтому креативные идеи подростка сдерживаются стыдом – "а вдруг не получится", "а кто я такой" – синдром самозванца во всей красе.

Стыд эмоция социальная и затрагивает Суперэго через родительские фигуры. Если строгие родители, то много запретов и правил, и критикующий родитель внутри подростка будет строгим.

Если же родители слишком много позволяли и разрешали, то родительская часть подростка будет все разрешающей и может привести к антисоциальному поведению.

Поэтому Стыд в мультфильме выполняет функцию блокировки из "ряда вон" выходящих действий.

Ненадолго в двери вплывает Ностальгия. Но ей места нет. Сейчас не до тоски по прошлому. Нужно идти вперед, а не грустить о том, что когда то был милым ребенком в уютном родительском доме.

Понаблюдайте за своими детьми. Им не присущи переживания о прожитой жизни.

Они берут в прошлом ресурс для себя – от родителей, семьи и встают на этот ресурс, чтобы дотянуться до следующей ступеньки. При этом они обесценивают прошлое. И это нормально – в прошлом нет развития, подростки хотят перемен и с удовольствием меняют свою жизнь, повергая родителей в тревогу и даже ужас.

Такой харизматичный персонаж как Хандра необходим подростковой психике, чтобы проходить этапы стыда.

Когда она появилась в жизни Райли, то внесла определенную стабильность в эмоциональный хаос своим здоровым пофигизмом: обесценивать все, критиковать по любому поводу, отрицать, подвергать сомнению и не придавать значения, и ровным счетом ничего не предпринимать. "Пускай весь мир подождет!" и " Все не так уж важно".

Полная противоположность любым активным эмоциям – радости, гневу, страху, тревожности и отвращению.

Ей "все фиолетово" и сама она фиолетового цвета. И это мощная защита для подростка от внешнего мира и чувства стыда. Если сделал что-то не то, то хандра подавляет чувство стыда, неловкости, неудобства путем обесценивания произошедшего. "Подумаешь, случилось, и что?"

Такое отрицание позволяет подростку сохранять свое Я, свою идентичность, сохранить свой собственный мир, дистанцироваться от неприятных контактов или проблем с помощью сарказма.

В мультфильме образуется "бездна сарказма", которая в жизни помогает подросткам отделиться от родительской опеки, пройти сепарационные процессы, сохранить свою идентичность, мировоззрение и прийти к автономности, и создать основу здоровой самооценки и уверенности в своих силах.

Когда любой человек идет в новое, чтобы сделать первый шаг, нужно отказаться от старого и комфортного. Сделать это бывает тяжело. Тогда спасает обесценивание прошлого. Так шаг в новое сделать проще – если старое плохое, а новое лучшее.

Например, при переезде – надо обесценить старое место жительства, найти недостатки и тогда расстаться проще ради лучшего нового завтра.

Основа развития подростка – его представления о мире и его убеждения. Они формируются различными путями и составляют фундамент, стержень личности. Это навыки, которые дополняются новой информацией, социальными связями и упрочивают устойчивость в мире.

Умение управлять эмоциями, осознавая их в полной мере, один из ключевых навыков построения отношений.

P.S Небольшой лайфхак по развитию эмоционального интеллекта.

Когда возникает достаточно сильная эмоция, и вы определили эту эмоцию, сумели ее назвать, каким-то образом обозначить в теле, то подумайте, зачем она вам дана сейчас и что хочет вам "рассказать" о ситуации, людях вокруг и о вашей незакрытой потребности в данный момент (то, что вас беспокоит).

© Афанасенко Ольга, аналитический психолог

Автор: Ольга Афанасенко
Психолог, Мастер трансформаций ТранзактныйА

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru