Мне хорошо известны автобусы ЛАЗ-695 и Икарусы-250, приходилось ремонтировать их с 90-х годов. Последний рейс ЛАЗ-695н в АТП города Козьмодемьянска выехал осенью 2012 года, Икарус-250 с двигателем ЯМЗ-236 в хорошем состоянии списали весной 2010 года.
Кто помнит времена СССР знают, что автобусы в часы пик были всегда перегружены, особенно в непогоду. Билеты на междугородние автобусы в праздники необходимо было заказывать и покупать заранее.
Автобусы ЛАЗ-695 первых серий я не застал, их начали выпускать с 1957 года продолжался до 2010 года. Было много изменений и изготовлено 8 модификаций автобусов. Во времена СССР было строго, автобусы эксплуатировали максимум 5 лет и отправляли на капитальный ремонт, и через 3 года на списание.
Все изменилось с Горбачевской перестройкой, техника изнашивалась, но финансирование не поступало за социальные перевозки (школьников, инвалидов, пенсионеров). Автобусы эксплуатировали по 20 лет, на пригородном маршруте один ЛАЗ-695н проездил более 2-х миллионов километров. Родное на автобусе было: мост, передняя балка, крыша, щиток приборов и боковые стекла.
С междугородними автобусами Икарус-250 было много сложностей, еще труднее достать импортные запасные части. Автобусы Икарус-250 разработанные и выпускаемые в Венгрии поставлялись в СССР с 1973 года по 1993 год. Я не буду писать про городской Икарус-260 с которым мало знаком.
В 2000-х годах пришлось устанавливать на Икарусе-250 вместо горизонтального дизельного двигателя Raba-МАН-D2156HM6U советский V-образный ЯМЗ-236. Родные двигатели на Икарусе отработали по 15-20 лет с пробегом 600-800 тысяч километров. Некоторые детали трансмиссии на Икарусе ставили от троллейбуса.
Автобус Икарус был надежней, чем любой автобус ЛАЗ, с этим согласятся практически все водители автобусов. Пассажиры автобусов могут не согласиться, если зимой на междугороднем Икарусе было тепло, то летом в салон из моторного отсека поступал запах солярки и многим это не нравилось.
На автобусах ЛАЗ-695 зимой было прохладно, особенно с правой стороны салона, часто выходил из строя дизельный автономный отопитель. Тепло было на ЛАЗ сзади, где двигатель, летом открывали люки сверху салона, а на Икарусе-250 открывать было нечего и было душно.
Последний раз я видел на маршруте ЛАЗ-695н в 2019 году в Евпатории, автобус Икарус-250 в городе возил туристов до 2021 года, этим летом видел Икарус с пассажирами в Абхазии.
Недавно была выставка «Ретро Рейс» в Москве, где можно было прокатиться на автобусах ЛАЗ-695н, ЛиАЗ-677, Икарус-250, а на самой выставке были различные автобусы с 50-х годов.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!