На улице дети постарше подсказывают мне, в какую сторону идти, чтобы на их прогулочную площадку попасть. Без происшествий до неё доходим. Что можно сказать про площадку этой группы?
Песочница, беседка, маленький домик, лягушка-качалка и качели-балансир – это то, что в принципе, у меня не вызывает вопросов. Но вот круглая карусель, лазалка по типу шведской стенки с кольцами и паутинкой на верху – это те места, на которые такую разновозрастную группу пускать пока не стоит. Пока, а там посмотрим.
Приглашаю детей в беседку на зарядку. Тут мне, конечно, приходится как наседке некоторых детей в беседку вернуть, а то они как цыплята по площадке рассеялись. Остальные дети, те, которые умеют слышать и понимать воспитателя с первого раза, спокойно ждут в беседке.
Зарядку по утрам я могу проводить как под музыку, так и без неё. Провожу стандартно: вводная часть, упражнения на 5 групп мышц, восстановление дыхания. Музыку для зарядки чередую: различные вариации Капитана Краба, «Аэробика для Бобика», «Солнышко лучистое», «Ловим муху», «Виноватая тучка»… Со старшими группами мы часто импровизируем и меняем движения под музыку. Благодаря этому детям не скучно проводить зарядку с воспитателем под знакомую музыку – ведь неизвестно, какое движение изменится сегодня.
В первый день знакомства выбираю Капитана Краба – и малышам несложно, и старшим интересно будет. Естественно, некоторые старшие мальчики пытаются под шумок филонить, но я им вкрадчиво объясняю, что те, кто ленится сейчас, будут делать зарядку после отдельно от всех. Ленивцы с тяжёлым оханьем включаются в зарядку.
- Посмотрите на Витю, как он старается! – говорю я, прыгая вместе с детьми на одной ножке.
Но тут меня осеняет:
- Виктор, тебе же нельзя делать такие упражнения. Твоя же мама предупреждала!..
А Витя такой недовольный отвечает:
- Вообще-то мне уже всё можно делать. Я и прыгать могу, и кувыркаться!
- Ну, уж нет, - говорю, - если мама сказала «нельзя», значит – нельзя.
Заканчиваю зарядку и кратко объясняю, что зарядку мы будем делать по утрам. Благодаря зарядке мы получаем заряд бодрости, становимся ловкими и сильными. Так что лениться делать её не нужно.
Отпускаю детей на вольный выгул, объясняя перед этим, что за беседку уходить не нужно, играем только на площадке, на карусели пока не катаемся, на качели садимся и слезаем с моей помощью и т.д….
Зарядкой я довольна. Большинство детей меня слышат, на зарядке старались. Видно, что зарядка им понравилась. Вот только самые младшие дети Назар, Игорь и Алёша вообще не занимались с нами. Просто во время зарядки вышли из беседки и играли на площадке. Ну, ничего. Это только начало моей с ними работы.
Тут смотрю, идёт к нам наш документовед Алёна Викторовна.
«Ну, - думаю, - сейчас мне что-нибудь интересное сообщат».
И я действительно услышала кое-что интересное.
- У вас в группу зачислена Петрова Кира.
- Да, но она сегодня не пришла.
- Пришла, но родители её ошибочно в другую группу отвели.
- Это как? И воспитатель её приняла? А как же списочный состав?
- В том-то и дело… Воспитатель говорит, что из-за утренней суеты она ребёнка приняла, а потом уже поняла, что он «чужой». Так что вы в табеле пометьте, что Кира Петрова сегодня у вас была. А завтра родители её к вам приведут. Тем более, что в вашей группе её старшая сестра есть – Карина.
- Ясно, значит у нас сегодня 23 ребёнка.
И тут, как по заказу, заходят к нам на площадку интеллигентного вида папа с дочкой лет 6-7.
- Здравствуйте, - радостно приветствует он нас, - Надя Ю. прибыла в садик!
И тут я вспоминаю, что в заметках предыдущего воспитателя этой группы было написано про девочку, которая всегда приходит после 9-ти утра. Об этом я, отмечая детей в табеле, благополучно забыла.
- Алёна Викторовна, у нас 24 ребёнка сегодня, - вздыхаю я, можно ведь ещё исправить количество?
- У себя-то я поправлю и на кухню об изменениях передам, но вы у себя в табеле не забудьте поправить, а то у нас в конце месяца количество не сойдётся.
Она уходит, а мы с папой Нади договариваемся о том, что если Надя садик пропускает, то папа мне до 9-ти утра об этом пишет. Ну, а если Надя в садик придёт, то он ничего не пишет, и я отмечаю её присутствие.
- Мы на ЛФК каждый день по утрам ходим, - поясняет папа.
Как вы понимаете, все эти переговоры ведутся на площадке, переполненной детьми. Я одновременно слушаю собеседников, пытаюсь им внятно отвечать, а глазами за детьми слежу. А дети мельтешат, то с площадки на дорожку убегут, то карусель облепят, то пытаются за беседкой исчезнуть. Короче, нарушают всевозможные правила…
Назар вот скандалит уже – игрушки бросает в детей и кричит. Вот чем он недоволен? Непонятно((
- Спасибо, до свидания, - нервно бросаю я своему собеседнику и устремляюсь наводить порядок.
Возвращаю беглецов на площадку, сгоняю нарушителей с карусели, выслушиваю трагический вопль Юры: «Ну когда же вы меня выслушаете?» и получаю формовкой для песочницы в лобешник. Назар чем-то сильно недоволен.
Услышав мой голос, он выкрикивает что-то вроде «Оттань!», отбегает от меня на приличное расстояние и плюхается на землю.
- А Игорь нам играть мешает! – хором говорят мне старшие мальчики, - он глупости говорит и рожи строит…
- Во-первых, гримасы строит, во-вторых, на глупости его внимания не обращайте. Это его проблема, что он говорит что-то глупое. Ну и в-третьих, сейчас я с ним поговорю.
Отводу Игоря в сторону. Спрашиваю, во что он сейчас играет.
Отвечает Игорёк невпопад, ёрзает на месте, пытается уйти.
- Ты хочешь играть со старшими мальчиками?
В ответ – тишина.
- Если хочешь с ними играть, попробуй просто попроситься в игру. Мальчики могут тебя принять, и ты с ними подружишься.
Последние слова я договариваю уже в спину Игоря, который улепетывает от меня в беседку.
За ним нужен глаз да глаз. Видимо, его притягивают старшие дети, которые не хотят, в свою очередь, принимать в свою компанию малышей. Вот и получается, что Игорь привлекает внимание старших как вербальной, так и невербальной агрессией. Хоть какое, но всё-таки внимание к его персоне. Ну, а может он просто вредный мальчик, кто знает?!
А теперь начинается один из нелюбимых моментов в моей работе: собирание детей и игрушек с прогулки. Этот процесс отнимает достаточно сил и энергии, и требует огромного терпения.
Собрать детей возле себя, объявить им, что пора в сад, поэтому надо собирать игрушки, а потом строиться в пары…
Вот мой привычный алгоритм.
А теперь сами подумайте, готов ли среднестатистический ребёнок сразу прервать увлекательную игру, если как раз у них самое интересное и начинается?
Готов ли малыш 4-х лет сразу высыпать кашу из песка, которой он планировал всю группу покормить, да ещё и воспитателю порцию в зелёной формочке в виде лягушки предложить?
Да нет, конечно)
Все сразу судорожно начинают доигрывать всё, что не успели. И не важно, что воспитатель уже 5 минут назад предупреждал, что с играми пора закругляться. 5 минут – это ведь понятие растяжимое. Да ещё на площадке слишком много отвлекающих моментов: и на горку хочется забраться, и дети рядом что-то интересное рассказывают, а на соседней площадке родной воспитатель гуляет с другой группой, с ним же и пообщаться хочется!
Но мне везёт на то, что в группе есть дети – подготовили, которые готовы прийти воспитателю на помощь. Они без вопросов помогают малышам собрать их игрушки. Карина в очередной раз успокаивает Назара, мы надеваем на него сандалики, и Назарик сам становится в пару с Кариной.
Игрушки мы все собрали, дети все на месте. Несколько ребят борются за честь идти со мной. Двоим я поручаю пакет с игрушками. Двух детей я прошу идти впереди меня. А то я, дескать, пока не очень помню дорогу до садика)
Со мной же в паре оказался Юра.
- Я понял, что вы строгая и вас слушаться надо, - говорит он, - я хорошо себя вести буду, обещаю.
«Ага, 5 минут» - думаю я.
- Теперь вы разрешите мне игрушку на улицу брать? Не в группу, а на улицу. Хотя и в группу тоже нужно, - закидывает удочку он.
- Только на улицу и только если вести себя будешь хорошо, - отрезаю я.
- Ой, как хорошо, - радостно говорит Юра и … достаёт из кармана вертушку. Ту самую, что я запретила выносить на улицу. Прямо строго-строго запретила.
Итак, достаточно дружным строем мы добираемся до садика. Мальчики держат нам двери, мы проходим до лестницы.