Найти тему
PublicO

Каспий: на пороге инфраструктурной революции

В марте 2024 года президент РФ пошёл на решительный шаг: подписал указ, по которому к частному инвестору перейдёт Махачкалинский морской торговый порт – единственный глубоководный, незамерзающий, стратегически расположенный порт РФ на Каспии. В далёком 1822 году место для этого порта выбрал во время своего персидского похода ещё Петр Великий. Но к строительству порта россияне приступили почти через полтора века – в 1859 году, а открыли порт в 1870 году. Во времена Российской империи порт быстро развился и процветал. При большевиках он сначала надолго просел, но к 1940 году приподнялся: объемы перевалки грузов здесь достигли 5,5 миллиона тонн в год. Через порт перевозили хлопок из Средней Азии, нефть и нефтепродукты из Грозного и Баку, из Дагестана шерсть, кожевенное сырье, сухофрукты и рыбу, из Астрахани зерно, железные изделия, цемент и т.д. В Новой России порт снова просел, выпав из наработанных торговых потоков. А в 21 веке местные элиты перевели порт в режим теневой эксплуатации. Издержки оставались на государстве, а прибыль уплывала к частным «клановым» компаниям с филиалами за рубежом. Для наведения порядка в 2016 году в порту было создано АО, которое за пять лет еле дотянуло выручку стратегического порта до 763,5 млн руб., а чистую прибыль — до 83,8 млн руб. – поразительные цифры. Объём перевалки с трудом добрался до 2,9 млн.т. – почти в два раза меньше советского уровня 1940 года. Стало понятно, что административными мерами «теневой» профиль порта не побороть. Продолжать менять начальство означало бессмысленно терять время. К тому же военный конфликт в Украине сделал вопрос абсолютно неотложным. В связи с перегруппировкой товаропотоков порт оказался буквально не перекрёстке двух трансконтинентальных торговых магистралей «Север-Юг» и «Восток-Запад». Радикально изменить ситуацию призвана создаваемая ныне новая компания - АО «Север — Юг». Она получит 100% акций Махачкалинского морского торгового порта, из которых за правительством России останутся 49%, а контроль перейдёт к стратегическому инвестору. Землю и другие критические объекты инфраструктуры, примыкающие к порту, компания получит по договору льготной долгосрочной аренды. Этот договор будет расторгнут, если через 4,5 года с даты подписания объём перевалки окажется ниже 9 млн. тонн в год. То есть, инвестор должен будет менее чем за пять лет увеличить грузооборот порта минимум в три раза. И за это же время поэтапно выкупить госпакет, оставшись в порту единственным хозяином. Понятно, что сделать это можно будет не только за счёт наращивания мощностей, но и в случае перехвата и обеления «теневых» потоков. Пока неясно, кто именно станет инвестиционным стратегом, хотя наверняка правительство уже имеет в виду какого-то неслучайного партнёра. Важно, чтобы решительный и в чём-то показательно-символичный проект не завис в согласованиях, не погряз в сомнительных боковых пристройках. В случае успеха, кроме прямой выгоды страна получит крайне ценный опыт и тиражируемый прецедент. Москве стоит поторопиться с развитием уникального порта на Каспии и ещё по одной причине. Дружественные конкуренты не дремлют. Казахстан почти договорился с арабскими инвесторами о передаче им очень перспективных каспийских портов Актау и Курык. Их совокупная мощность перевалки даже сейчас не менее 12 млн. тонн (используются на 20-30%). В рыночной экономике можно легко отстать, а потом долго и затратно навёрстывать. В большой Евразии наступает эпоха новой логистики. Её нельзя пропустить в роли наблюдателя.