Найти в Дзене
Путь Востока.

Как христиане - несториане проложили путь Исламу.

Оглавление

Для начала давайте поговорим вот о чём. Одна из ветвей христианства - несторианство, в своё время было религией почти всех народов современной Центральной Азии вплоть до Китая. При этом, дабы не вдаваться в спекуляции, стоит сказать, что несторианство довольно мирно соседствовало с традиционным Православием. Да - да в той же Центральной Азии.

Что, такое несторианство? Если говорить максимально упрощённо то Несторий говорил о том, что Иисус (пророк Иса мир ему) сначала родился человеком, а потом был посещён и наполнен Святым Духом. Теперь посмотрим, как этот вопрос звучит в Исламе. "Свидетельствую, что Иса (Иисус) Сын Мариам (Девы Марии) есть Дух Бога и Его Слово". Сразу сделаем оговорку мы не занимается религиозным толкованием ни в области христианства ни в области Ислама, речь идёт об историческо - публицистическом осмыслении произошедших исторических событий.

Вывод. Трактовка личности Христа, в несторианстве достаточно близка к понятию Пророк в Исламе. Т.е. Бог наделил личность божественными свойствами для того, чтобы он принёс людям своё учение.

Теперь о неисследованных фактах или терминах и понятиях. Несторианство, как и монофизитство нужно отнести к сирийской церкви. Сирийцы по сути первохристиане. Именно на территории Сирии были созданы и развились первохристианские общины. И сирийское христианство довольно сильно отличалось от того, что в последствии стало Западной и Восточной церковью.

Где-то в начале и середине 1 века н.э. христианство подверглось сильной эллинизации. Что, это означает?

Первых христиан следовало бы называть иудео - христианами, поскольку если вы откроете "Деяния Апостолов" (входит в каноническую Библию) то увидите, что первые апостолы не теряли связи с иудейской религией, молились в синагогах, соблюдали все иудейские обряды и в конце концов участвовали в дискуссиях о том, могут ли не иудеи совершать совместные молитвы с иудеями - христианами и вообще нужно ли им быть обрезанными.

В дальнейшем сложились две основные школы богословия - это Александрийская и Антиохийские школы. Хотя Александрийская школа считается более ранней, Антиохийская школа -это первохристианская школа.

Антиохия была первым городом, в котором ученики апостолов начали называться «христианами» ( Деян.11.26.)

Между Александрийской школой и школой Антиохийской постоянно шли богословские споры, при этом антиохийцы считали себя охранителями древнего православия. Представители антиохийской стороны считали александрийские методы толкования «не просто некорректными и неприложимыми к Священному Писанию, но и прямо враждебными христианскому вероучению, требуя, со своей стороны, строго ограничить христианскую практику рамками «буквального» понимания текстов.

В 428 году император Феодосий II пригласил на константинопольскую кафедру популярного антиохийского проповедника по имени Несторий. Т.е. сторонника отказа от аллегорий и толкований, а сторонника точного следования текстам Писания.

Несторий сразу взялся за проповедь по которой выходило так, что Христос есть два отдельных объекта и понятия - Человек и Бог. Человек отдельно - Бог отдельно. Кстати его доводы совпадают с возражения современных исламских учёных по поводу того, что Бог не мог быть распят на кресте не мог страдать и умереть на нём. Что, впрочем при буквальном трактовании текстов Евангелия так и выходит. Распятый Христос обращается не к самому себе, а к Богу - Отцу.

Особо выделяется важность подвигов Христа, как человека. До крещения в Иордане Христос, как человек, в совершенстве исполняет иудейский закон, во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет совершенное послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что становится победой над смертью, главным последствием грехопадения Адама.

Что, по этому поводу говорит Коран?

Что они (евреи) сказали (хвастаясь): "Мы убили Христа Иисуса сына Марии Посланника Аллаха".; но они не убили его и не распяли, но им так показалось, и те, кто с этим не согласен, полны сомнений, у них нет (определенных) знаний, а есть только догадки, которым можно следовать, ибо наверняка они его не убивали.
Нет, Аллах возвысил его до Себя; и Аллах Силен, Мудр. Коран 4 : 157-158.

И в несторианской и несторианской трактовке, Христос и Бог, понятия раздельные, но Ислам даже ближе к православной трактовке личности Христа - "Возвысил до себя".

Чтобы пресечь деятельность Нестория был созван в 431 году собор, вошедший в церковную историю как III Вселенский. А собран он был в городе Эфесе (сейчас это Турция) в городе, где когда-то главенствовал культ Артемиды. Для справки

Культ Артемиды это культ Богини Матери - Эта универсальная богиня представлена ещё минойском искусстве в виде Божественной Матери, которая с обожанием держит младенца, а символы ее бессмертия - куколка и бабочка - были найдены в минойских могильниках в виде золотых амулетов. В менее позднее время там почитали Деву Марию жившую в доме Иоанна Богослова. Дом до сих пор существует и его можно посетить.

Нестория предали анафеме. Эллинисты победили. Арнольд Тойнби в книге "Постижении истории" пишет.

Что касается несторианской и монофизитской реакций, то они представляют собой две альтернативные попытки повернуть оружие против эллинизма. В синкретической религии первоначального христианства сущность сирийского религиозного духа была эллинизирована до такой степени, что находила резонанс в эллинистических душах, а для сирийцев это, возможно, был самый горький плод эллинского господства. Эллинистическое правящее меньшинство разглядело бесценную жемчужину в поле сирийской культуры, а теперь ненавистный захватчик присваивал эту драгоценность. Несторианская и монофизитская реакции представляли собой попытки сохранить христианство в чистоте и тем обеспечить наследникам сирийской цивилизации право пребывать в Царствии Небесном.

Антиохийская школа вела активную миссионерскую деятельность в Персии. Главный центр был создан позднее в персидском городе Низибисе и получил название «школы персов». До революционный профессор А.П. Дьяконов пишет.

«… школа (eskola – σχολή) имеет вид корпорации … все члены которой, за редкими исключениями, живут в школьном здании, в особых келиях, по нескольку человек в каждой, и называются «братией» … В состав братии входят люди всякого звания и возраста: и пресвитеры, и миряне, и молодые, и старые. Количество их в VI в., если верить позднейшим источникам, доходило до 800 и даже до 1000. Во главе братии стоит главный учитель-экзегет»

Таким образом мы видим, что антиохийская школа прочно утвердилась в Персии. Первоначально персы весьма враждебно восприняли несториан, поскольку главный враг Персии - Рим, принял христианство, но по мере разрыва несториан с Восточной и Западной церковью происходит примирение.

Окончательно анафема несторианам была произнесена на Халкидонском соборе в 451 г. последователям Нестория пришлось либо покаяться либо бежать. Так несториане стали проникать через Персию в Центральную Азию, неся с собой Единобожие. И это очень важно для нас, поскольку несторианство стало предтечей Исламу на всей территории Центральной Азии от границ с Китаем, до Волги.

Сотни тысяч сирийцев, последователей "ереси" Нестория и не примирившись с компромиссным решением 433 года, бежали за Евфрат, в сасанидскую Персию, и там, вместе с местными христианскими общинами, образовали к концу V века собственную церковь во главе с католикосом-патриархом.

Порвав с эллинизмом, несториане стали отверженными. Но вот парадокс, пророк Мухаммед (мир ему) ценил несториан. Христианином был Барака ибн Науфал, его друг и брат его первой жены, Хадиджи. Мусульмане очень почитают Хадиджу, называя ее "матерью верующих". Барака занимался переводом Библии на арабский язык о нём пророк Мухаммед (мир ему) скажет,что он "не нуждается в обращении в Ислам, поскольку стоит на правильном пути." Врачи несториане выполняли важную роль в арабском обществе и Пророк держал их возле себя. В дальнейшем в Арабском халифате первенствовали несториане. Их патриарх утвердил свою резиденцию в Багдаде. Халиф приветствовался успех христианских миссий среди язычников. По поводу обращения в христианство крупного монгольского народа - кераитов мусульманский летописец Рашид ад-Дин восклицал: "Религия Иисуса (мир Ему!) просветила кераитов, и они приняли ее!"

Халиф Мамун основал "Дом мудрости" (Академию наук), то поставил во главе его несторианина Абу Закария Юханна. В Гундигапуре (Хузистан) христианами была создана лучшая медицинская школа своего времени.

Низибийская богословская (несторианская) школа стала по сути университетом, в предметы преподавания были включены не только религия, но и философия, история, география, естественные науки. Стены академии наполнялись знатными арабами.

Важное место занимали ученые-христиане Мерва; среди них - человек , знаток философии, медицины, математики, филологии Сахл Раббаи, прозванный "учителем мудрецов"; его сын Али ибн Сахл, философ и медик; ботаник и врач Ибн-Маса, трудами которого пользовался аль-Бируни. Христиане трудились над переводами с греческого и латыни, делая сокровища античных знаний доступными Востоку и по которым потом их вновь узнали на Западе!

Так, труды Аристотеля переводил на арабский язык православный хорезмиец, Абул-хаир ибн Хуммар, а на сирийский - несторианский епископ Павел Дершехарский.

Таким образом несторианство не только стало предтечей Ислама но и существовало с ним бок о бок, довольно долгое время. Несторианство привело к Единобожию всю Центральную Азию вполь до границ с Китаем, чем значительно облегчило путь Ислама на этих землях.

Именно в несторианской форме христианство активно распространяется по Шелковому пути, достигая Китая, Индии, Цейлона. Несториане главенствуют в Средней Азии, миссионерствуют на Кавказе, В XII веке адепты несторианства обнаруживаются даже среди потомков Чингисхана но, как показывает практика они были не в силах обратить в свою веру всю Орду. В последствии Ислам постепенно поглощает несторианские епархии и остаётся только Ассирийская церковь Востока с центром в Ираке, которая жива до сих пор. Но при этом стоит отметить, что несторианство, как доктринально (облегчая понимание) так и в смысле продвижения Единобожия буквально проложило дорогу Исламу на языческих территориях.

Если было интересно то ставьте лайки и тогда мы продолжим эту тему.