Чтобы понять, как функционирует человек, чтобы понять, каким образом происходит его становление, как личности, и то, каким образом он формирует своё мировоззрение, мы можем обратиться к пониманию новой жизни. Когда на свет появляется младенец, по сути, возникает новая система отношений. Постепенно эта система становится всё шире, всё разнообразнее, в неё включаются новые элементы, новые взаимосвязи с другими системами взаимоотношений и их взаимопроникновение и взаимообогащение. Мы не можем себе представить, какую форму и какую структуру будет иметь эта система, скажем, через пять лет, но мы можем предположить и даже спланировать развитие этой системы взаимоотношений. Можно сказать, что воспитание - это помощь ребёнку в обретении способности строить, сохранять и поддерживать отношения с внешним миром и людьми в нём.
Важным элементом системы личности ребёнка и её становления становится представление о том, что такое отношения, какой смысл и какую пользу они несут для его жизни. Если понять, что отношения, их усложнение и расширение - это источник развития, то мы можем создать самовоспроизводящуюся систему, которая будет черпать энергию и материал для развития из среды, самостоятельно. Когда у системы есть чёткая цель, есть представление о цели и средствах её достижения, то мы получаем эдакий перпетум мобиль развития. Для того и существуют культурно-исторические ценности, чтобы помогать личности в ориентации среди разрознённых элементов окружающего мира, чтобы формировать новые, адаптивные и продуктивные смыслы, изобретать их и делать явными.
Поистине, прекрасен новый человек, потому что способен находить новые смыслы, устанавливать новые взаимосвязи, делать гениальные умозаключения, до которых не дошёл ещё ни один пытливый ум. Ведь новый человек формируется в новой, актуальной информационной среде, впитывает, как само собой разумеющееся, сложное сочетание понятий, которые у предшественников вызывают лишь недоверие в силу закостенелости мышления. Прогресс - это дитя свежей струи мышления, не скованной предубеждениями прошлого.
Автор: Чернявский Алексей Игоревич
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru