В описании вин часто можно прочитать про возраст виноградника. Иногда он «молодой», иногда «зрелый», но непонятно, как это соотносится со вкусом и качеством содержимого бутылки. Еще большую интригу нагоняют этикетки, на которых гордо написано Old Vines / Vieilles Vignes («старые лозы»), и стоимость таких вин, как правило, выше средней. Разберемся, имеет ли ценность возраст лозы и на что он влияет.
Молодые и зрелые
Виноградник растет долго, особенно если посмотреть на него с точки зрения бизнеса и возврата инвестиций. После посадки нового участка только через три-четыре года появится первый урожай. Но это еще тестовые винтажи, которые крайне редко участвуют в коммерческих винах, а в Евросоюзе и вовсе запрещено делать вино с указанием места происхождения с лоз младше четырех лет. Это возраст, когда виноград развивает корневую систему и плодоносит мало или нерегулярно.
В возрасте от семи до десяти лет начинают собирать полноценные урожаи. Лоза уже может напитать ягоду всем необходимым, а значит, получится сделать даже моносортовое вино. Но часто из-за неглубокой корневой системы растения или его неприспособленности к особенностям почв, это достаточно безликие вина. Сортовая ароматика уже присутствует, а какие-то сильные терруарные особенности вино покажет вряд ли.
В районе 12-14 лет можно говорить о зрелости лозы: растение набрало силу и демонстрирует реальные обстоятельства взаимоотношений сорта и места. Для вина это период стабильного качества.
Старые
В 35 (а иногда даже 25) лозы могут уже называть «старыми», и в случае с виноградником это комплимент. В возрасте около 30 виноградник пересаживают, заменяя на новый и более «ресурсный», чтобы не терять в объемах производства. Но лучшие участки (не массовые посадки высокоурожайных сортов, а небольшие ценные виноградники) стараются сохранить. В таком возрасте сама лоза и вина с нее становятся свидетелями истории и хранят память места, терруара, иногда нескольких поколений одной винодельческой семьи и даже различных агротехнических приемов.
У лозы повышается адаптивность (к стрессам конкретного климата), развита корневая система и включается естественное ограничение урожайности. Получается, что ягоды мельче и их меньше, зато концентрация вкусов и ароматов в каждой – выше. Вина из них также более сложные, многогранные и насыщенные.
Стоит иметь ввиду, что при упоминании на этикетке старых лоз винодел не гарантирует, что 100% вина в бутылке сделано с них, это может быть только часть. Ведь на винограднике может оставаться буквально несколько штук выживших «старичков», и их урожая при всем желании не хватит на партию. Лучший способ узнать детали – прочитать на сайте конкретного производителя или в техкарте к вину.
Хранители истории
Когда лозы становятся ветеранами-долгожителями, их уже берегут как наследие. Они максимально укоренены в терруаре, могут хранить редкие ДНК, быть размножены отводами (сегодня это редкость), расти на собственных корнях. В мире сохранились даже дофиллоксерные лозы, но их единицы.
В Австралии (регион Баросса) есть дополнительная классификация взрослых лоз:
- Old Vine («старая лоза»): 35+ лет
- Survivor Vine («выжившая лоза»): 70+ лет
- Centenario Vine («столетняя лоза»): 100+ лет
- Ancestor Vine («лоза-предок»): 120+ лет
По естественным причинам в теплом и менее травматичном для растений климате таких лоз больше.
В мире существует несколько организаций, подобных Barossa Old Vine, которые борются за сохранение старых лоз. А чуть больше года назад заработал реестр старых виноградников – Old Vine Registry (OVR). Судя по статистике сайта, больше всего старых виноградников на Этне, в Кампании и Долине Луары.