Найти тему

Ферма закрывается: как маркировка повлияет на работу молочных хозяйств Юга

Молочная ферма в Краснодарском крае закрывается в связи со стартом обязательной маркировки молочных товаров. С 1 сентября 2024 года фермеры должны подключиться к системе «Честный знак». Введение этого механизма станет дополнительным административным давлением на небольшие хозяйства и не решит проблему фальсификата, считают эксперты и участники рынка. Ритейлеры опасаются, что осенью фермерская продукция может пропасть с прилавков.

Ситуация грозит выходом многих хозяйств из официального оборота, либо их закрытием, говорят эксперты // Фото: «Эксперт Юг»
Ситуация грозит выходом многих хозяйств из официального оборота, либо их закрытием, говорят эксперты // Фото: «Эксперт Юг»

С 1 сентября 2024 года маркировка молочной продукции становится обязательной для фермеров и сельскохозяйственных кооперативов. Подключение фермеров к маркировке «молочки» — один из финальных этапов введения этого механизма в России. Процесс начался в 2021 году и должен завершиться к сентябрю 2025 года.

Фермеры должны будут маркировать товар, продаваемый в индивидуальной потребительской упаковке. Хозяйства обязаны размещать на продукте специальные коды Data Matrix и передавать в систему «Честный знак» сведения о вводе товара в оборот. Для этого предприятию необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя или ИП, подключиться к электронному документообороту, зарегистрироваться в системе «Честный знак», описать все товары в Национальном каталоге, определить, каким образом маркировка будет наноситься на продукцию, приобрести оборудование, научиться заказывать коды в личном кабинете «Честного знака», наносить их на упаковки и вводить в оборот электронным способом.

Введение маркировки для фермеров дважды переносилось и сдвинулось почти на 2 года. Механизм должен был стать обязательным еще 1 декабря 2022 года, затем 1 декабря 2023 года, но каждый раз хозяйства оказывались не готовы. В итоге срок был перенесен на 1 сентября 2024 года. Эксперты и участники рынка считают, что небольшие хозяйства по-прежнему не готовы к работе с маркировкой.

«Не вижу плюсов»: ферма закрывается

Семейная ферма КозаNova в станице Ленинградской Краснодарского края находится в 120 км от Ростова. Предприятие производит козье молоко, творог, сыр и сливочное масло. Сооснователь хозяйства Александр Первишко начинает развозить продукцию около 5 утра, чтобы уже к 8-9 часам успеть доставить ее на полки магазинов в Ростове. Срок хранения фермерских продуктов не превышает пяти дней, поэтому товарам важно попасть на прилавки, как можно скорее, поясняет Александр.

Для перехода к маркировке предприятию нужно взять в штат дополнительного сотрудника, который ночью перед отправкой свежей партии в магазин будет расклеивать коды Data Matrix на упаковки. Учитывая, что на ферме работают всего пять человек, расширение штата повлечет за собой ощутимые финансовые издержки. Стоимость продукции может вырасти на 20%.

«На производстве работаем я, мои родители, доярка и скотник, который ухаживает за животными. Мы производим продукцию и сразу развозим по магазинам. Чтобы начать доставку утром, ночью кто-то должен расклеить коды. Мы не можем позволить себе маркировать и развозить товар на следующий день после производства, тогда просто не успеем его продать. Срок хранения очень короткий», — рассказывает Александр Первишко.

Стоимость фермерской продукции может вырасти на 20%, говорит Александр Первишко // Фото: архив героя
Стоимость фермерской продукции может вырасти на 20%, говорит Александр Первишко // Фото: архив героя

Приобретение оборудования тоже добавляет расходов, но это не главный барьер и не самая затратная часть. Основная проблема — кадровая и временная нагрузка. У небольших хозяйств нет даже бухгалтерии, отмечает предприниматель.

«Требования маркировки для завода, который перерабатывает 50 тонн молока в день, и для фермера, который перерабатываем 50 тонн в год, одинаковые. Только на больших предприятиях процессы автоматизированы, а у нас все вручную. Если выпускаем штучный товар, то должны заказать марки через «Честный знак», распечатать на принтере рулон этикеток, наклеить на каждую бутылочку, потом каждую отсканировать и таким образом ввести в оборот. А если товар весовой, его необходимо взвесить и наклеить штрихкод с информацией о весе. Для этого нужны весы с печатью этикетки. Каждая электронная марка стоит 60-80 копеек, 20 копеек печать, плюс транзакция через электронный документооборот — 9 рублей».

Хозяйство находится вне населенного пункта, где интернет тормозит. Существует риск, что партию не получится занести в систему, коды не считаются в магазине, и товар нужно будет перемаркировать, опасается Александр Первишко.

Предприниматель не видит плюсов в обязательной маркировке для небольших хозяйств и не понимает, зачем она вводиться. Фермер подчеркивает, что работает с системой «Меркурий» и дважды в месяц сдает продукцию на анализ в лабораторию.

«Плюсов не видим, а трудности огромные. Фермерам порой некуда девать свое молоко. Зачем закупать какой-то фальсификат или пальмовое масло. Иногда сложно сбыть то, что уже произведено».

Александр планирует сворачивать работу фермы.

«У нас было 250 коз, 200 уже продали. Приняли это решение еще в ноябре, когда маркировка должна была быть введена до 1 декабря, но в последний момент срок перенесли до 1 сентября. Доработаем сезон и закроемся. Развиваться дальше нет смысла. Проценты по кредитам нереальные. Пробовали получить кредит. Как правило, животноводам отказывают, потому что это очень рискованное непредсказуемое направление. Брали обычные потребительские кредиты, потому что других альтернатив не было».

Предприятие получало субсидию на животных, но сейчас не попадает под ее условия:

«Государство очень хорошо нас поддерживало. На каждую козу 800 рублей в год. Но условия предполагают, что мы должны показывать динамику, увеличивать свое поголовье. В этом году мы продали много коз и такой поддержки не получили», — рассказывает Александр Первишко.

Конкурировать станет еще сложнее

Переход на работу с маркировкой обойдется «Ферме Степапенко» из Ростовской области примерно в 300 тысяч рублей, говорит руководитель хозяйства Елена Степаненко. Необходимо увеличить зарплатный фонд, чтобы взять дополнительного сотрудника, купить программное обеспечение и средства нанесения маркировки.

«Это безусловно повлияет на себестоимость продукции и ее цену на прилавках. Объемы производства у нас небольшие. Соответственно, на этот небольшой объем продукции лягут дополнительные расходы. Мы маленькое хозяйство, и нам всегда было тяжело конкурировать по цене с большими агрохолдингами. Теперь станет еще тяжелее. Возникает вопрос, сможем ли мы конкурировать по цене и дальше?», — говорит Елена Степаненко.

На практике маркировку может осуществить только средний и крупный производитель, говорит Елена Степаненко // Фото: «Ферма Степапенко»
На практике маркировку может осуществить только средний и крупный производитель, говорит Елена Степаненко // Фото: «Ферма Степапенко»

Предпринимательница отмечает, что ферма сможет потянуть финансовые затраты, основная проблема — трудозатратность процесса маркировки.

«Маркировка дает потребителю определенную гарантию качества. Идея неплохая, но на практике ее может осуществить только средний и крупный производитель. Фермерское хозяйство — это, как правило, семейный бизнес. Помимо финансовых затрат, маркировка предполагает очень трудоемкую работу, которая плохо соотносится с буднями фермера. Рано утром мы разливаем свежую молочную продукцию, произведенную либо поздно вечером, либо ночью. В момент фасовки и отгрузки в цехе работают три человека. Они упаковывают товар, наносят этикетки, составляют сопроводительные документы, загружают их в систему «Меркурий». Теперь в дополнение к «Меркурию» появится нагрузка в виде «Честного знака». Я должна буду запросить код на каждую единицу продукции, получить его, нанести, затем отсканировать и только потом отправить на реализацию. Это сильно затягивает время упаковки и отгрузки».

Фермерская продукция может пропасть с прилавков

Основатель донской сети пекарен «Гридневъ» Алексей Гриднев, который продает у себя в магазинах в том числе фермерскую продукцию, говорит, что может лишиться поставщиков в связи с введением маркировки. Хозяйства думают о том, чтобы уйти с рынка.

«Реальные хозяйства, которые готовы поставлять фермерскую продукцию в сеть, найти сложно. Много индустриальных компаний, которые косят под фермеров, а реальных фермеров мало. Но нам все-таки удалось найти пару хозяйств. Так вот сейчас они напряглись и сказали: «Смотрим до осени, может быть все это закроем, потому что вводится работа с "Честным знаком"».

Маркировка может убить молочное фермерство, как отрасль, считает Алексей Гриднев.

«Идея маркировки правильная. Мы все хотим есть качественную молочную продукцию без заменителей молочного жира и вредных добавок. Наверное, на молочных заводах логично вводить маркировку. Но фермеры «Честный знак» не потянут. У них экономика слабая. В хозяйстве четыре человека работают, пятый уже убыточный. Если реальных фермеров сейчас заставить маркировать продукцию, то в принципе на этом все и закончится. Сегодня у нас в сети присутствует фермерская продукция, а осенью она просто исчезнет и альтернативы ей нет никакой».

Дополнительное административное давление

Маркировка нужна для того, чтобы очистить рынок от фальсификата, но фермеры не являются источником суррогата и не используют искусственное сырье при приготовлении товаров. Введение маркировки для крестьянских хозяйств создает только дополнительные административные барьеры и давление на фермеров и не решает проблему фальсификата, говорит вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Ольга Башмачникова:

«Задача маркировки — отсечь некачественную продукцию с рынка, сделать прозрачным процесс поставок от переработчика молока до производителя, поставщика, торговой сети и покупателя. Все звенья цепочки должны отражаться в «Честном знаке». Этот механизм хорошо работает с крупным производителями, но фермеры используют собственное натуральное сырье, сухое молоко в производстве не применяют. Поэтому стоит задаться вопросом: для чего подключать крестьянские хозяйства к этому механизму, насколько это необходимо, какая реальная проблема решается? Мы продолжаем настаивать на том, что небольшим КФХ маркировка не нужна».

Для маленьких хозяйств на селе цифровизация производства — реальная проблема. Это дополнительная техническая, кадровая, временная, финансовая нагрузка, подчеркивает эксперт. Фермеры итак непросто подключились к «Меркурию», а введение маркировки станет для них еще один фактором, сковывающим работу. В перспективе это грозит выходом многих хозяйств из официального оборота, либо их закрытием.

АККОР продвигает инициативу сделать маркировку обязательной только для тех фермеров, которые работает с крупными торговыми сетями, а хозяйства, продающие продукцию в собственных магазинах, на маркетплейсах, рынках и ярмарках, освободить от обязанности маркировать товар или упростить процесс. Пока решения по этому вопросу на уровне властей нет, отмечает Ольга Башмачникова.

Введение маркировки снизит рентабельность производства молочной продукции для фермеров, но насколько вырастет цена для покупателя прогнозировать сложно. Далеко не всегда фермеры могут влиять на закупочные и розничные цены, отмечает Ольга Башмачникова:

«Любые инвестиционные затраты, которые несут фермеры, либо снижают рентабельность, либо перекрываются ценой. Фермеры не могут диктовать цены рынку. Потолок стоимости зачастую определяет закупщик — переработчик молока или торговая сеть. Фермеры могут повысить цену только, если у них замкнутая цепочка продаж от производства до магазина. Снижение рентабельности приведет к уменьшению объемов производства и сокращению поголовья в маленьких хозяйствах».

Крупные фермерские хозяйства, которые работают с торговыми сетями, уже купили оборудование. А мелкие производители с небольшим поголовьем в большинстве своем пока ничего не приобретали и не готовы к переходу на новый режим работы, делится наблюдениями эксперт:

«С каким бы хозяйством не общались, все говорят о проблемах с маркировкой».