Человечество не знает более волнующей тайны, чем тайна самой жизни. Как она возникает? Каким образом?
Теоретически мы все знаем: сперматозоид проникает в матку, клетки соединяются, и начинается процесс деления. Но по-прежнему необъяснимым чудом остается этот путь: от растущей колонии клеток к человеческому существу, наделенному душой, способностью мыслить, желать, чувствовать. Что бы мы ни вкладывали в понятие «душа», какими бы философскими, религиозными, метафизическими или иными смыслами ни наполняли ее, сама ее суть остается неизменной. Есть нечто, некая волшебная сила, которая делает живое живым.
В русском языке живое и неживое называется: оДУШЕвленное и неоДУШЕвленное. То есть, по наличию или отсутствию ДУШИ мы судим о главном качестве объекта. Как формируется тело, уже хорошо известно. А как формируется психика? И второй вопрос — душа и психика, это одно и то же? Ответов на эти вопросы много, и они неоднозначны. Но в любом случае, психику можно назвать частью души.
Принято считать, что жизнь человека начинается с первым вздохом, с первым криком. Родился, заплакал, и это — начало жизни. Но так ли это? Все больше и больше мы принимаем тот факт, что к моменту появления на свет новорожденный уже прожил девять месяцев (пренатальный, внутриутробный период), которые очень сильно влияют на все его последующее развитие.
Согласно современным представлениям, оплодотворенная яйцеклетка изначально содержит в себе потенциал всего организма. Это ничто, которое является всем. Это полнота, содержащая в себе будущую человеческую личность со всей ее уникальностью. Известно, что из древесного семени вырастает определенное дерево: из желудя — дуб, из кедрового орешка — кедр, и никакое другое. Вспомните известную поговорку: «От осины не родятся апельсины». Так же оплодотворенная яйцеклетка разовьется во вполне определенного человека с генетически заданными физическими параметрами и полом. Ни медвежонок, ни рыбка при этом процессе не появятся. Генетическая программа создает физическое тело. А что создает душу? Что влияет на характер?
Время беременности — это период сложного взаимодействия между будущей матерью и развивающимся внутриутробным младенцем. В строгом смысле мы привыкли называть младенцем только уже родившегося и отделенного от матери маленького человечка, но учитывая последние исследования о пренатальном существовании, к еще не родившемуся ребенку все чаще применяются термины, обозначающие не плод, как придаток тела матери, а живое человеческое существо, способное вступать в контакт и реагировать самостоятельно на стимулы из окружающей среды. Во время этого психосоматического взаимодействия и мать, и дитя должны выполнить определенные задачи, способствующие не только физическому росту и развитию, но и создающие предпосылки формирования психики, того, что впоследствии ляжет в основу характера, способа взаимодействий, развития отношения к жизни и к другим людям.
Много сил и внимания сейчас уделяется физиологическому протеканию беременности: правильному питанию, физическим упражнениям, подготовке к родам и так далее. Но тот факт, что в период внутриутробного существования закладывается еще и психика, учитывается редко.
Уже во второй половине ХХ века исследователи пренатального развития приходят к необычным выводам и гипотезам. Одной из таких гипотез является предположение, что характер и основы взаимодействия закладываются уже в утробе. В основе характера, как известно, лежит темперамент — это совокупность психических свойств человека, физиологической основой которого является тип высшей нервной деятельности. Это врожденный показатель. Темперамент проявляется в поведении человека и в степени его жизненной активности. И темперамент младенца проявляется уже в период беременности.
Убедительно свидетельствуют о наличии соответствующих темпераменту способах поведения младенца в утробе матери наблюдения итальянского психоаналитика Александры Пионтелли, проводившиеся в 90-х годах ХХ-го века и изложенные ею в книге «От плода к ребенку». С помощью ультразвуковой аппаратуры Пионтелли с группой исследователей регулярно наблюдала за поведением и развитием разнополых близнецов, разделенных в утробе мягкой прозрачной мембраной. Наблюдения проводились, начиная с 18-й недели внутриутробного развития до времени рождения, а в дальнейшем взаимодействия и поведение этих детей были прослежены также на протяжении всего их раннего детства. Ученые обнаружили, что уже в утробе на очень раннем сроке беременности между близнецами возникли определенные тактильные взаимодействия.
«При этом один близнец — мальчик, был активным, доминантным, а девочка, наоборот — пассивной, расслабленной, — пишет исследовательница. — Этот тип отношений сохранялся между детьми и после рождения. Каждый ребенок сохранил главные черты своего темперамента, проявлявшиеся еще в утробе. Мальчик был подвижный, с опережающим развитием, неутомимо исследовал окружающий мир, бурно эмоционально реагировал на происходящее, но сохранял нежную привязанность к сестре, опекая и защищая ее. А девочка оставалась более медлительной, зависимой, менее эмоциональной, но неизменно отвечала на нежную любовь брата.
Если в утробе мальчик вел себя слишком активно, толкался и пинался, девочка стремилась отдалиться от него, насколько позволяло внутриматочное пространство, и опускала голову, как будто отдыхала. После рождения, когда близнецам случалось ссориться и драться, девочка также была пассивна, когда ее обижали, она приносила подушку и клала на нее голову, как когда-то на стенку матки. Так она переживала свою обиду».
Еще во время беременности родители выбрали им имена: девочка — Алиса, мальчик — Лука. Вообще же девочка изначально была более спокойной, малоподвижной, казалось, что ей очень хорошо в утробе, она всем довольна. Мальчик всегда проявлял активность в движениях, исследовал границы матки, часто поворачивался, сгибал и вытягивал ноги. Его мать замечала: «Он еще такой маленький, а ему уже словно надоело быть здесь».
Время от времени Лука прерывал свою двигательную активность и переключал внимание на сестру. Он часто трогал ее через разделяющую их мембрану, а когда она поворачивала к нему голову, нежно терся щекой о ее щеку. Наблюдатели поэтому назвали этих детей «нежными близнецами».
Вот выдержка из записей наблюдателя, сделанная на 24-й неделе беременности:
«А вот и другой близнец, они находятся очень близко друг к другу, почти прижались. Они как будто обнимаются. На этом сроке у них еще много места. Похоже, им нравятся взаимные прикосновения. В прошлый раз они тоже обнимались… Они двигают головами, вроде как гладят друг друга, щека о щеку…»
А вот записи, сделанные на 36-й неделе:
«Посмотрите, что мальчик делает! Он толкается головой, прямо в шейку матки, как будто хочет выбраться оттуда. Какой он самостоятельный. Сестра куда спокойнее. Он еще ногами прикасается к сестре, трется своими ступнями о ее ноги. Кажется, им всегда нравится гладить друг друга».
В случае других наблюдаемых близнецов, двух мальчиков, между ними еще в утробе возникли отношения более жесткие, конкурентные. Они оба были очень активны, толкались и пинались, причиняя этим немалое беспокойство своей матери. И после рождения между ними сохранялся стиль отношений, начатый в утробе: борьбы и соперничества. Они часто дрались, утверждая свое превосходство, и родителям стоило больших трудов примирить их.
Когда ребенок развивается один, он взаимодействует со стенками матки, с пуповиной, со всем, что его окружает, и тоже проявляет активность или пассивность, сохраняющиеся после рождения в его стиле поведения.
Известный французский врач и писатель Катрин Дольто-Толич работает с беременными женщинами, их мужьями, а затем и с родившимися детьми в парадигме новой гуманитарной науки — гаптономии. Это наука о привязанности и о психотактильном контакте между ребенком и его родителями и до, и сразу после его рождения. Гаптономия соединяет эмоции и осязание, прикосновение.
При работе с будущими родителями Дольто обучает их устанавливать контакт с внутриутробным младенцем через брюшную стенку в определенное фиксированное время. Это могут делать и отец, и мать, голосом, касаниями, постукиваниями, и младенец участвует в этом контакте, отвечает им прикосновениями и движениями изнутри. Он приближается к этому месту, как будто радуется возможности пообщаться. И всеми участниками отмечается благотворное влияние таких занятий во время беременности на процесс родов и на будущие отношения родителей и ребенка. Самое главное, что достигается при этом — доверие и взаимопонимание. Дети, получившие гаптономическое сопровождение в пренатальном периоде, заметно отличаются от тех, кто не получал такового. Те младенцы, с которыми мать и отец установили положительную дородовую эмоциональную связь, после рождения более активны, лучше развиваются, улыбаются, переворачиваются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, чем сверстники, лишенные контакта до рождения. В целом эти малыши более спокойны, редко плачут, лучше спят, меньше болеют.
Правда, в России, к сожалению, этот вид психологической помощи пока еще недостаточно развит. Можно даже сказать, что его нет вообще — по крайней мере, нет сертифицированных, грамотно обученных специалистов. Однако даже если мать не смогла создать эмоциональную связь с ребенком во время беременности, она может наверстать это, начав общаться с ним с первых дней, даже часов его жизни. Не стоит думать, что новорожденный ничего не понимает. Он уже прожил девять месяцев в утробе и пришел в этот мир с огромной жаждой общения и познания. А мама — первый человек, которого он видит, и самый дорогой для него человек. Начните разговаривать с ним сразу после рождения. Первое, что вы можете сказать, это то, как вы рады с ним встретиться, как вы его ждали и как вы его любите. Младенец не может пока вам ответить, но он понимает интонации, обращенные к нему, воспринимает жесты и прикосновения. Дети, с которыми начинают разговаривать сразу после рождения, также заметно опережают в развитии тех детей, чьи родители мало общались с ними, предпочитая гаджеты или свои дела.
Так что не спешите приучать ребенка смотреть на экраны компьютеров и мобильников. Ему нужно не это, а лица мамы и папы, их улыбки и голоса, их внимание. Можно просто рассказывать малышу обо всем, что вы делаете, или петь ему песенки, или произносить специальные детские присказки, которых много в народном творчестве. Не важно, умеете ли вы петь, ребенку важен звук вашего голоса, который он привык слышать еще изнутри, будучи в утробе.
В интернете есть потрясающие видеоролики, демонстрирующие оживление и радость ребенка, который впервые слышит голос матери. Речь идет о детях, глухих от рождения, которым изготовили слуховой аппарат. До рождения ребенок воспринимает звуки всем телом, как вибрации жидкой среды, в которой он находится. В старину опытные акушерки говорили, что кожа младенца в утробе представляет собой одно огромное ухо, что через кожу он «слышит» звуки. И голос матери для него уникален, потому что он слышит его чаще всего. Если ребенок появился на свет глухим, он внезапно потерял эту возможность — слушать кожей. Он оказывается в одиночестве безмолвия, в мире, где нет никаких сигналов для него. И когда он начинает снова слышать голос мамы через слуховой аппарат, его радость безгранична.
Как сказал в свое время известный английский детский педиатр и психоаналитик Дональд В. Винникотт, «счастлив ребенок, которого воспринимают, когда он еще только зачат».
Юлия Бердникова