Найти тему

Жизнь до рождения

Человечество не знает более волнующей тайны, чем тайна самой жизни. Как она возникает? Каким образом?

Теоретически мы все знаем: сперматозоид проникает в матку, клетки соединяются, и начинается процесс деления. Но по-прежнему необъяснимым чудом остается этот путь: от растущей колонии клеток к человеческому существу, наделенному душой, способностью мыслить, желать, чувствовать. Что бы мы ни вкладывали в понятие «душа», какими бы философскими, религиозными, метафизическими или иными смыслами ни наполняли ее, сама ее суть остается неизменной. Есть нечто, некая волшебная сила, которая делает живое живым.

Сестра, не толкайся, здесь и так тесно! (картинка из открытых источников)
Сестра, не толкайся, здесь и так тесно! (картинка из открытых источников)

В русском языке живое и неживое называется: оДУШЕвленное и неоДУШЕвленное. То есть, по наличию или отсутствию ДУШИ мы судим о главном качестве объекта. Как формируется тело, уже хорошо известно. А как формируется психика? И второй вопрос — душа и психика, это одно и то же? Ответов на эти вопросы много, и они неоднозначны. Но в любом случае, психику можно назвать частью души.

Принято считать, что жизнь человека начинается с первым вздохом, с первым криком. Родился, заплакал, и это — начало жизни. Но так ли это? Все больше и больше мы принимаем тот факт, что к моменту появления на свет новорожденный уже прожил девять месяцев (пренатальный, внутриутробный период), которые очень сильно влияют на все его последующее развитие.

Согласно современным представлениям, оплодотворенная яйцеклетка изначально содержит в себе потенциал всего организма. Это ничто, которое является всем. Это полнота, содержащая в себе будущую человеческую личность со всей ее уникальностью. Известно, что из древесного семени вырастает определенное дерево: из желудя — дуб, из кедрового орешка — кедр, и никакое другое. Вспомните известную поговорку: «От осины не родятся апельсины». Так же оплодотворенная яйцеклетка разовьется во вполне определенного человека с генетически заданными физическими параметрами и полом. Ни медвежонок, ни рыбка при этом процессе не появятся. Генетическая программа создает физическое тело. А что создает душу? Что влияет на характер?

Время беременности — это период сложного взаимодействия между будущей матерью и развивающимся внутриутробным младенцем. В строгом смысле мы привыкли называть младенцем только уже родившегося и отделенного от матери маленького человечка, но учитывая последние исследования о пренатальном существовании, к еще не родившемуся ребенку все чаще применяются термины, обозначающие не плод, как придаток тела матери, а живое человеческое существо, способное вступать в контакт и реагировать самостоятельно на стимулы из окружающей среды. Во время этого психосоматического взаимодействия и мать, и дитя должны выполнить определенные задачи, способствующие не только физическому росту и развитию, но и создающие предпосылки формирования психики, того, что впоследствии ляжет в основу характера, способа взаимодействий, развития отношения к жизни и к другим людям.

Много сил и внимания сейчас уделяется физиологическому протеканию беременности: правильному питанию, физическим упражнениям, подготовке к родам и так далее. Но тот факт, что в период внутриутробного существования закладывается еще и психика, учитывается редко.

Уже во второй половине ХХ века исследователи пренатального развития приходят к необычным выводам и гипотезам. Одной из таких гипотез является предположение, что характер и основы взаимодействия закладываются уже в утробе. В основе характера, как известно, лежит темперамент — это совокупность психических свойств человека, физиологической основой которого является тип высшей нервной деятельности. Это врожденный показатель. Темперамент проявляется в поведении человека и в степени его жизненной активности. И темперамент младенца проявляется уже в период беременности.

Убедительно свидетельствуют о наличии соответствующих темпераменту способах поведения младенца в утробе матери наблюдения итальянского психоаналитика Александры Пионтелли, проводившиеся в 90-х годах ХХ-го века и изложенные ею в книге «От плода к ребенку». С помощью ультразвуковой аппаратуры Пионтелли с группой исследователей регулярно наблюдала за поведением и развитием разнополых близнецов, разделенных в утробе мягкой прозрачной мембраной. Наблюдения проводились, начиная с 18-й недели внутриутробного развития до времени рождения, а в дальнейшем взаимодействия и поведение этих детей были прослежены также на протяжении всего их раннего детства. Ученые обнаружили, что уже в утробе на очень раннем сроке беременности между близнецами возникли определенные тактильные взаимодействия.

«При этом один близнец — мальчик, был активным, доминантным, а девочка, наоборот — пассивной, расслабленной, — пишет исследовательница. — Этот тип отношений сохранялся между детьми и после рождения. Каждый ребенок сохранил главные черты своего темперамента, проявлявшиеся еще в утробе. Мальчик был подвижный, с опережающим развитием, неутомимо исследовал окружающий мир, бурно эмоционально реагировал на происходящее, но сохранял нежную привязанность к сестре, опекая и защищая ее. А девочка оставалась более медлительной, зависимой, менее эмоциональной, но неизменно отвечала на нежную любовь брата.
Если в утробе мальчик вел себя слишком активно, толкался и пинался, девочка стремилась отдалиться от него, насколько позволяло внутриматочное пространство, и опускала голову, как будто отдыхала. После рождения, когда близнецам случалось ссориться и драться, девочка также была пассивна, когда ее обижали, она приносила подушку и клала на нее голову, как когда-то на стенку матки. Так она переживала свою обиду».

Еще во время беременности родители выбрали им имена: девочка — Алиса, мальчик — Лука. Вообще же девочка изначально была более спокойной, малоподвижной, казалось, что ей очень хорошо в утробе, она всем довольна. Мальчик всегда проявлял активность в движениях, исследовал границы матки, часто поворачивался, сгибал и вытягивал ноги. Его мать замечала: «Он еще такой маленький, а ему уже словно надоело быть здесь».

Время от времени Лука прерывал свою двигательную активность и переключал внимание на сестру. Он часто трогал ее через разделяющую их мембрану, а когда она поворачивала к нему голову, нежно терся щекой о ее щеку. Наблюдатели поэтому назвали этих детей «нежными близнецами».

Вот выдержка из записей наблюдателя, сделанная на 24-й неделе беременности:

«А вот и другой близнец, они находятся очень близко друг к другу, почти прижались. Они как будто обнимаются. На этом сроке у них еще много места. Похоже, им нравятся взаимные прикосновения. В прошлый раз они тоже обнимались… Они двигают головами, вроде как гладят друг друга, щека о щеку…»

А вот записи, сделанные на 36-й неделе:

«Посмотрите, что мальчик делает! Он толкается головой, прямо в шейку матки, как будто хочет выбраться оттуда. Какой он самостоятельный. Сестра куда спокойнее. Он еще ногами прикасается к сестре, трется своими ступнями о ее ноги. Кажется, им всегда нравится гладить друг друга».

В случае других наблюдаемых близнецов, двух мальчиков, между ними еще в утробе возникли отношения более жесткие, конкурентные. Они оба были очень активны, толкались и пинались, причиняя этим немалое беспокойство своей матери. И после рождения между ними сохранялся стиль отношений, начатый в утробе: борьбы и соперничества. Они часто дрались, утверждая свое превосходство, и родителям стоило больших трудов примирить их.

Когда ребенок развивается один, он взаимодействует со стенками матки, с пуповиной, со всем, что его окружает, и тоже проявляет активность или пассивность, сохраняющиеся после рождения в его стиле поведения.

Известный французский врач и писатель Катрин Дольто-Толич работает с беременными женщинами, их мужьями, а затем и с родившимися детьми в парадигме новой гуманитарной науки — гаптономии. Это наука о привязанности и о психотактильном контакте между ребенком и его родителями и до, и сразу после его рождения. Гаптономия соединяет эмоции и осязание, прикосновение.

При работе с будущими родителями Дольто обучает их устанавливать контакт с внутриутробным младенцем через брюшную стенку в определенное фиксированное время. Это могут делать и отец, и мать, голосом, касаниями, постукиваниями, и младенец участвует в этом контакте, отвечает им прикосновениями и движениями изнутри. Он приближается к этому месту, как будто радуется возможности пообщаться. И всеми участниками отмечается благотворное влияние таких занятий во время беременности на процесс родов и на будущие отношения родителей и ребенка. Самое главное, что достигается при этом — доверие и взаимопонимание. Дети, получившие гаптономическое сопровождение в пренатальном периоде, заметно отличаются от тех, кто не получал такового. Те младенцы, с которыми мать и отец установили положительную дородовую эмоциональную связь, после рождения более активны, лучше развиваются, улыбаются, переворачиваются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, чем сверстники, лишенные контакта до рождения. В целом эти малыши более спокойны, редко плачут, лучше спят, меньше болеют.

Правда, в России, к сожалению, этот вид психологической помощи пока еще недостаточно развит. Можно даже сказать, что его нет вообще — по крайней мере, нет сертифицированных, грамотно обученных специалистов. Однако даже если мать не смогла создать эмоциональную связь с ребенком во время беременности, она может наверстать это, начав общаться с ним с первых дней, даже часов его жизни. Не стоит думать, что новорожденный ничего не понимает. Он уже прожил девять месяцев в утробе и пришел в этот мир с огромной жаждой общения и познания. А мама — первый человек, которого он видит, и самый дорогой для него человек. Начните разговаривать с ним сразу после рождения. Первое, что вы можете сказать, это то, как вы рады с ним встретиться, как вы его ждали и как вы его любите. Младенец не может пока вам ответить, но он понимает интонации, обращенные к нему, воспринимает жесты и прикосновения. Дети, с которыми начинают разговаривать сразу после рождения, также заметно опережают в развитии тех детей, чьи родители мало общались с ними, предпочитая гаджеты или свои дела.

Так что не спешите приучать ребенка смотреть на экраны компьютеров и мобильников. Ему нужно не это, а лица мамы и папы, их улыбки и голоса, их внимание. Можно просто рассказывать малышу обо всем, что вы делаете, или петь ему песенки, или произносить специальные детские присказки, которых много в народном творчестве. Не важно, умеете ли вы петь, ребенку важен звук вашего голоса, который он привык слышать еще изнутри, будучи в утробе.

В интернете есть потрясающие видеоролики, демонстрирующие оживление и радость ребенка, который впервые слышит голос матери. Речь идет о детях, глухих от рождения, которым изготовили слуховой аппарат. До рождения ребенок воспринимает звуки всем телом, как вибрации жидкой среды, в которой он находится. В старину опытные акушерки говорили, что кожа младенца в утробе представляет собой одно огромное ухо, что через кожу он «слышит» звуки. И голос матери для него уникален, потому что он слышит его чаще всего. Если ребенок появился на свет глухим, он внезапно потерял эту возможность — слушать кожей. Он оказывается в одиночестве безмолвия, в мире, где нет никаких сигналов для него. И когда он начинает снова слышать голос мамы через слуховой аппарат, его радость безгранична.

Как сказал в свое время известный английский детский педиатр и психоаналитик Дональд В. Винникотт, «счастлив ребенок, которого воспринимают, когда он еще только зачат».

Юлия Бердникова