Найти тему

Как самостоятельно составить трек развития в 1С и приступить к нему

Постоянное обучение — одна из черт любого IT-специалиста. Мало получить образование в институте, нужно ещё и постоянно прокачиваться, находить решения и создавать их самим. В Neti большинство активных программистов — это мидлы и сеньоры. И большинство подтверждает, что учёба занимает важное место в их карьере.

Грейды 1С-ников *

Сначала давайте определим, какие скиллы ожидаются от джуна, мидла и сеньора.

*  Грейды в 1С неустоявшиеся, но тем не менее мы попробуем классифицировать знания и навыки по уровням.

Джун

Джуниор-разработчики решают простые задачи программирования, а также тестируют, устанавливают ПО, проводят его настройку и много, очень много учатся. От джуна требуется лишь базовое понимание работы 1С и желание расти.

Для джунов у нас есть подборка полезных материалов.

Мидл

От мидла ожидается реальный практический опыт от года. Кроме собственно задач программирования, мидл принимает участие в некоторых бизнес-процессах. Поэтому для мидла актуальными будут:

  • знание типовых конфигураций;
  • понимание языков запросов;
  • опыт работы с БСП;
  • знание универсальных механизмов обмена данными;
  • умение работать с чужим кодом;
  • работа с базами данных, базовые знания языка SQL;
  • навыки оптимизации программ;
  • знание предметных областей и бизнес-процессов.

Сеньор

Сеньоры часто становятся ведущими программистами или тимлидами, а для этого важно понимать бизнес-задачи, уметь строить системы и прорабатывать их архитектуру. Это полностью самостоятельные специалисты, которые могут руководить другими программистами, оптимизировать решения, а также осуществлять код-ревью.

Скиллы 1С-сеньора:

  • отличное знание языка 1С и языка запросов;
  • опыт работы от 3 лет;
  • знание типовых и нетиповых конфигураций;
  • знание СКД, КД, БСП, XDTO;
  • написание технической документации и работа с ней;
  • код-ревью;
  • опыт работы с расширениями.

Для сеньора критически важно развивать мягкие скилы, к тому же часто сеньоры больше работают с людьми, чем с кодом.

Кроме того, в личной практике любого 1С-ника возникает потребность подтянуть те или иные вопросы. Например, на джуновской должности может понадобиться разобраться  управляемыми формами для определённой задачи, или мидлу предлагает написать техническую документацию.

В общем, не грейдами едиными измеряются программисты.

Где искать знания — опыт Neti

У нас в Neti существует своя объёмная база знаний. Мы регулярно обновляем, дополняем и актуализируем статьи.

Внутри команды регулярно проходят вебинары. Спикерами могут быть приглашенные специалисты, а также сами работники Neti — мы поощряем такие инициативы.

Все внутренние вебинары обязательно сохраняются в базе.

Часть базы знаний находится в открытом доступе на нашем YouTube-канале — на нём вы можете увидеть кейсы, семинары, теоретические лекции и т.п. Сейчас на нём 292 видео, по которым может учиться как будущий джун, так и опытный миддл и даже сеньор.

Важное место в Neti занимает внутренняя взаимопомощь. Если кто-то заходит в тупик, всегда можно задать вопрос команде в чате взаимопомощи. Там могут подсказать, как решить задачу или где можно поискать ответы.

Одна из ценностей нашей компании — постоянное обучение. Мы не обязываем программистов развиваться, но поощряем тех, кто стремится к этому и подтягивает своих коллег. И нам всегда приятно видеть, что участники команды Neti хотят расти.

Серьёзно об обучении

Концепция longlife learning — обучение в течение всей жизни, – предполагает постоянную прокачку скилов. Это часто идёт вразрез с представлением предыдущих поколений об образовании и жизни в целом. Вместо того, чтобы отпахать 10 лет в школе и 5 лет в институте и спокойненько работать за счёт этих знаний до пенсии, людям предлагают 5 раз за жизнь менять профессии, постоянно делать домашки и сдавать экзамены. И если относиться к учёбе, как нерадивые семиклассники, то, конечно, никакого удовольствия не будет. Но как же хорошо, что учёба во взрослом возрасте может не подчиняться правилам обычной средней школы!

В первую очередь речь здесь о том, что человек сам для себя может определять цели обучения. Триггерами, на самом деле могут быть: обычная любознательность и жажда интересного опыта, повышение профессионального уровня или новая должность, ну и финансовую мотивацию никто не отменял — большое количество разнообразных скилов может предполагать и более высокую оплату.

Как повысить эффективность обучения без ущерба работе и личной жизни:

Сформулируйте свой запрос:

  • Как обучение должно улучшить вашу жизнь? Перечислите несколько материальных или нематериальных благ, которые невозможны без обучения.
  • Какие навыки вы хотите получить? К сожалению, начиная обучение не все могут сформулировать ответ на этот вопрос, отчего до конца учёбы доходит один человек из шести.
  • Сколько времени вы готовы выделить на учёбу? У взрослого семейного человека редко бывает 3 часа в день на вебинары. Поэтому лучше не врать себе и, если есть всего 20 минут, честно признать это и выбирать способы, которые позволят эффективно учиться эти 20 минут.

Составьте roadmap:

  • Какие навыки вам необходимы для достижения целей? Видя перед глазами цель, вы будете понимать значение каждого шага вашей дорожной карты.
  • Где вы можете их получить? Лучше иметь выбор источников для обучения.
  • Не бойтесь вносить правки в свою дорожную карту!

Выясните свой стиль обучения:

  • Эффективность может сильно просесть банально из-за того, что вам некомфортно слушать тембр спикера. Поэтому, пробуйте разные способы получения информации — вебинары, курсы, учебники и прочее.
  • Вы можете учиться в одиночку или командой — от двух до десятков человек.
  • Учитывайте свои возможности по времени и силам. Когда ресурс заканчивается, многие бросают учёбу, хотя еёе неделю назад энтузиазма было хоть отбавляй.

Приёмы для эффективного обучения:

  1. Вносите обучение в своё расписание. Даже если речь об озвученных выше 20 минутах — они должны быть в вашем календаре.
  2. Составляйте «блоки знаний» — это область нейронов, связанных одним смыслом. В мозге их великое множество и ваша задача сделать так, чтобы блок решения какой-либо важной задачи был также легко доступен, как и привычка делать бутерброды с утра.
  3. Активно повторяйте материал и используйте его в жизни. В идеале, надо ещё во время усвоения материала начинать его практиковать или хотя бы фиксировать себе, каким образом вы собираетесь его использовать.
  4. Записывать всё и вести собственную базу знаний. Формат — не важен, можно вести записи в тетради или в Notion, да хоть в заметках в телефоне. Главное — фиксировать все важные мысли и идеи. Ведь голова нужна, чтобы думать, а не чтобы хранить в ней информацию.
  5. Оценивайте результаты и отмечайте собственные успехи. По итогам обучения ставьте себе оценку, проводите работу над ошибками, обдумывайте, что важного и полезного узнали по итогам дня, недели, месяца, года.

На основе своей дорожной карты можно сформировать пул тем для изучения. Многие из них уже рассмотрены на нашем YouTube-канале.

И помните: способность учиться — это навык, готовность учиться — это выбор!