Найти тему

Неустойка, взыскиваемая в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Соответственно выплата неустойки возможна только при наличии вины должника.

Неустойка выплачивается по факту нарушения обязательства, поэтому кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. При требовании неустойки неважно возникли убытки или нет. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

При этом надо учитывать, что уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Так, потребитель может одновременно требовать и неустойку, и возмещение убытков, и исправление ненадлежаще выполненного обязательства.

Выплата неустойки должна осуществляться исполнителем в добровольном порядке, иначе при удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ст. 13 ФЗ N 2300-1). Такой штраф устанавливается только в отношении нарушения прав потребителя, что является особенностью штрафных санкций по данному закону. В других правоотношениях такая санкция не предусмотрена. Это является доказательством гарантии защиты прав потребителя. Также штраф в 50 % от взыскиваемой суммы мотивирует исполнителей решать спор в досудебном порядке, исполняя требования потребителя, который находится в более ущемленном положении в отличии от исполнителя, которые в большинстве случаев являются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. Штраф по ст. 13 ФЗ N 2300-1 можно взыскать по любому спору, который касается потребителя.

Теперь рассмотрим конкретные штрафные санкции в виде неустойки за нарушение прав потребителя.

1.Требование потребителя неустойки по обязательствам, связанным с передачей товара надлежащего качества.

1.1.За нарушение сроков предусмотренных статьями:

- ст. 20 (Устранение недостатков товара изготовителем),

- ст. 21 (Замена товара ненадлежащего качества)

- за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара,

продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) В РАЗМЕРЕ 1 % ЦЕНЫ ТОВАРА (ст. 23 ФЗ N 2300-1).

1.2.В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) В РАЗМЕРЕ 0,5% СУММЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОПЛАТЫ ТОВАРА.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы (ст. 23.1 ФЗ N 2300-1).

2.Требование потребителя неустойки по обязательствам, связанным с выполнением работ и оказанием услуг.

2.1.Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) В РАЗМЕРЕ 3 % ЦЕНЫ выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.

При этом не надо забывать, что Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени) (ст. 28 ФЗ N 2300-1).

2.2.Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

-безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

-соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

-безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

-возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги) (ст. 29 ФЗ N 2300-1).

При взыскании неустойки не в одном из приведенных случаев не может быть допущено условие, которое уменьшает размер законной неустойки. Также размер неустойки не может превышать цены договора, что может привести тогда к ее уменьшению.