Найти тему
АиФ–Кузбасс

Помогает любовь. Специалист назвал самые сложные для восстановления травмы

   Успех реабилитации зависит не только от степени травмы. Играет роль и то, как быстро реабилитацию начнут врачи, и собственный настрой, и поддержка близких.
Успех реабилитации зависит не только от степени травмы. Играет роль и то, как быстро реабилитацию начнут врачи, и собственный настрой, и поддержка близких.

Люди травмируются каждый день, а смерть от сердечно-сосудистых заболеваний стоит на первом месте. После травм, перенесенных инсультов и инфарктов вернуться к обычной жизни не так легко, но возможно. Инструктор ЛФК и медсестра физиотерапии с 28-летним стажем Киреева Альбина рассказала «АиФ в Кузбассе», после чего восстановиться сложнее и как в реабилитации помогает любовь.

Человек в скафандре

Анастасия Дорошенко, kuzbass.aif.ru: Альбина Станиславовна, как долго люди восстанавливаются после инсульта, инфаркта?

Альбина Киреева: Реабилитация — индивидуальный процесс, и невозможно предсказать срок, когда человек восстановится, и будет ли это полное восстановление или частичное. Но примерное восстановление длится от 5 месяцев до двух лет.

Оно зависит от возраста пациента, сроков обращения за медицинской помощью, вида травмы или заболевания, психологического и эмоционального состояния пациента и от сопутствующих заболеваний. Немаловажную роль играют и родственники — их поддержка и понимание своего близкого.

Когда-то я посмотрела фильм «Скафандр и бабочка» (биографическая драма, которая рассказывает про человека, перенесшего инсульт и практически полностью парализованного — Ред.), который полностью перевернул мое отношение к реабилитации пациентов с инсультом. Я стала больше понимать их состояние. Всегда хочется помочь им вернуть утраченные возможности, иногда приходится учить самым простым движениям, над выполнением которых мы с вами даже не задумываемся, а им они даются с огромным трудом.

В моей практике были пациенты с синдромом игнорирования (неглект). Они просто не воспринимали свою левую сторону и все предметы, находящиеся с левой стороны. И тогда основной для пациента становится специализированная реабилитация, которая позволяет вовлечь человека в процесс восприятия и восстановления.

При инфарктах реабилитация более щадящая, дозированная и легкая, так как пациент более контактный. Длиться она может от 5 дней до 6 месяцев. Но обычно на восстановление уходит 8 недель.

Ромео и Джульетта

— После какого заболевания или травмы восстановиться тяжелее всего?

— Сложная, кропотливая, длительная и, к сожалению, иногда малоэффективная реабилитация у пациентов с тяжелыми черепно-мозговыми травмами и после выхода из комы.

Сама я с такими пациентами не занималась, только видела подобную реабилитацию в г. Екатеринбурге в «Клиническом институте мозга», где проходила обучение. И она произвела на меня незабываемое впечатление. Любое минимальное улучшение пациента воспринималось как огромная победа целого коллектива специалистов. Там находился пациент, который пытался восстановиться после неудачного прыжка в реку. Спустя годы он только начал хоть как-то управлять пальцами и что-то писать на планшете.

Травматологическая реабилитация пациентов очень разнообразна, как и их травмы. Всегда надо решать какую-то задачу: например, восстановить движение в локтевом, плечевом суставе или в нижних конечностях. А иногда бывают и сочетанные травмы.

Очень запомнилась молодая пара после ДТП. Роман и Елизавета (имя изменено — Ред.), обоим по лет 25. У парня переломаны ребра, обе ноги, рука в гипсе. После операции ему назначили раннюю реабилитацию, но я никак не могла уговорить его заниматься. Он только твердил «мне нужна моя Лиза». Как ему только ни объясняли, что она в соседней палате... Он не хотел этого слышать.

У девушки был перелом ноги, гипс от самого бедра, лангет на лучезапястном суставе. Пришлось учить ходить на костылях в таком состоянии, чтобы она могла дойти до своего «Ромео», и только тогда мы с ним смогли начать заниматься реабилитацией.

— Какая реабилитация для вас самая интересная и результативная?

— Реабилитация после эндопротезирования суставов.

При ее проведении очень много зависит от инструктора ЛФК. Надо найти контакт с пациентом и всему его научить: как правильно сесть, встать, ходить на костылях, подниматься и спускаться по лестнице и, конечно же, правильно ходить своими ногами, а не как Чарли Чаплин. Восстановить объем движения и вернуть человека к полноценной жизни.

У меня была пациентка Елена (имя изменено — Ред.), которой прооперировали сустав. Мы с ней начали реабилитацию на следующий день после операции, это был сентябрь 2020 года, и когда она выписывалась из больницы через 20 дней, уже уверенно могла ходить на костылях и преодолевать препятствия. И каково же было мое удивление, когда она вернулась через год. Второй суставов тоже был на грани разрушения и доставлял ей много боли. После правильной первой реабилитации Елена вернулась прооперировать второй суставов. Теперь она свободно передвигается без тросточки и костылей и даже может носить туфельки на невысоком каблуке.

Чем сложнее травма, тем дороже

— Вы работали в хосписе и восстанавливали больных детей. Насколько в таком учреждении это вообще может быть успешным? И что в этой работе было для вас самым тяжелым?

— Для меня это было очень эмоционально и морально трудно, так как это работа с детками с тяжелыми врожденными патологиями ЦНС и мозга. Мне было их безумно жалко, особенно осознавать, что от них отказались родители, а им так нужна забота и внимание.

Для них реабилитация особенно важна, потому что у детей почти всегда ограниченно движение в суставах, очень слабый мышечный корсет, что доставляет им дискомфорт и болевые ощущения. Мне сразу вспоминается 10-летняя девочка Катя (имя изменено — Ред.) с ДЦП, которая находилась в хосписе больше 3 лет. Со временем она научилась переворачиваться и могла сидеть в подушках. Ей это очень нравилось: она начинала улыбаться и хлопать в ладошки. Поэтому, я считаю, что инструктор ЛФК и медсестра физиотерапии в хосписах должны быть обязательно, чтобы достигать даже такого небольшого успеха.

— Кузбасс, по вашему мнению, хорошо реабилитирует людей? Почему многим требуется реабилитация в Москве и Питере?

— У нас в регионе много хороших специалистов по реабилитации, например, Евгений Евгеньевич Ещин, и. о. главврача «Кузбасского клинического центра охраны здоровья шахтёров» в Ленинске-Кузнецком. С ним я работала много лет, он неоднократно был на СВО и спасал наших ребят после ранений прямо на передовой.

Но нет большого специализированного центра с современным оборудованием, для реабилитации всех видов травм. Думаю, рано или поздно он появится, так как это очень востребованная услуга. Поэтому некоторым пациентам все-таки приходится ездить в столицу, где реабилитация уже на более расширенном уровне.

— Часто люди собирают сотни тысяч рублей на реабилитацию. Почему она такая дорогая?

— Медицинская реабилитация — это целый комплекс медицинских мероприятий, таких как консультации специалистов (невролога, кардиолога, травматолога, врача ЛФК, психолога), лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры, механотерапия, и, конечно же, медикаментозное лечение. Это очень трудоемкий и длительный процесс, поэтому и дорогостоящий.

В среднем реабилитация может обойтись в 15-20 тысяч рублей, но если у пациента сложный случай, имеются тяжелые нарушения, то стоимость может доходить и до 200 000 рублей. Стоимость одного дня в разных местах разная, но, как правило, она не превышает 2 000 рублей за сутки. В большинстве случаев реабилитацию можно пройти в системе ОМС.

Очень хочется, чтобы наша реабилитация была доступна и всегда приносила успехи.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц