Как-то я очнулась на собственном диване с четким нежеланием жить, с пониманием, что моя жизнь не сложилась, а также с приличными долгами. Это было мое выгорание в "мирской" профессии. Той самой нормальной, стабильной и понятной работе, которая для денег и закрытия т.н.базовых потребностей.
Хотя, надо сказать, и "мирская"-то профессия у меня тоже такая, где принято говорить: "Сначала – разумное, доброе, вечное, а деньги – за ними в другое место идите", по специальности я – препод английского языка. У нас в стране преподавание – это "подвижничество" в понимании большинства обывателей, как и музыка.
Кстати, от такого понимания и моего согласия с ним по молодости, по глупости, я и скатилась в ту самую ситуацию, которую описала в начале статьи: выгорание до терминальной стадии, когда уже вполне можно было диагноз "клиническая депрессия" подозревать, бить тревогу и, кстати, долги были от туда же. Это при том, что я на тот момент уже два года как осталась на одной частной практике, уйдя с одних (в свое время одних из топовых) курсов языка, да и давно и порядочно давно уйдя из школы.
А все потому, что с таким отношением (про "подвижничество": сначала — все духовное и для души, а материальное – пусть где-то в другом месте возьмется) работать категорически нельзя.
Этот урок я усвоила четко. И, спустя очень-очень много лет абсолютно бесплатных выступлений (где, кстати, находились и недовольные, и помыкавшие мной как музыкальной единицей), стала обозначать, что играю только за гонорар и никак иначе.
Вот все время ты теперь о выгоде думаешь!
– написали мне как-то на ВК в личку, когда я написала статью на тему: "Почему у меня нет никакого авторского проекта, релизов собственного сочинения и т.д.?" Я там выразилась, что мне это невыгодно, в отличие от сессионной работы.
Мне иногда вменяют то, что я вот столько лет в музыке, так это люблю и так самозабвенно исполняю всегда, но – чьорд пьодери, о выгоде теперь только думаю. Плохо. Пло-хо!
А я категорически не умею врать. Плюс, на фоне, так сказать, много, чего пережитого, у меня так и норовит вырваться: "Простите, а кто меня будет содержать и как, пока я думаю о высоком, о разумном-добром-вечном?"
И тут начинаются интересные варианты.
Пусть муж тебя содержит или хотя бы деньгами помогает! А ты занимайся музыкой только по причине того, что тебе это в кайф!
Здесь я хронически ржу и фейспалмлю.
Любителям жить в реальности: "Мужик должен" так и хочется задать нетактичный вопрос про зарплату (но я не буду, я ж человек интеллигентный) и про то, на "содержания скольки жён" хватает. Уверена, что на ноль штук (если речь не про цифры в несколько сотен тысяч, лям и т.д., уж извините, но реальность такова, в магазин сходите, посчитайте).
Второе – ну, извините, всякое бывает. У моего мужа в марте случился инфаркт. Просто так, на ровном месте. Конечно, человек после больницы и санатория вернулся к полноценной жизни, но заставлять его впахивать потому, что я – "вся такая внезапная", "думаю о высоком" – это, простите глупо.
Кстати, муж также – сам музыкант.
А когда у мужа случился инфаркт, я отбросила многие "тазики соплей", даже когда мне было очень хреново морально, на ВК и в Запретграме повесила объявы о поиске новых сессионных контрактов, а также о поиске учеников на фортепиано. Сработало!
А как я еще должна была поступить?
Почему нельзя как все нормальные люди, найти какую-нибудь другую работу, а музыкой заниматься просто так, для души?
А потому что. Я так пробовала все двухтысячные и 2010-е годы. В итоге бросила музыку на несколько лет.
И – тратататам – нетЬ! Не разбогатела как-то особо. Если честно.
Есть разные профессии. Есть IT-специалисты, сфера довольно специфическая, пусть и оплачиваемая, но путь в ней непростой и не для всех. Не для меня – точно. Тем более – "через не хочу".
Есть другие профессии, гуманитарные. Где, если не работать по специальности, остаются варианты либо так себе, либо близкие к мемным: "Свободная касса!"
Фантазии в России в 2024 году про действительно достойные заработки какого-нибудь секретаря иностранной фирмы, менеджера ВЭД и ты ды – давайте оставим как воспоминания о прошлом.
К тому же, благодаря моему жизненному опыту в 18-21 год (до преподавания, когда я была и секретарем, и помощником кадровика, и много кем), я понимаю, что 5/2 и офис я просто физически дольше 3-6 месяцев вынести не могу.
Образование? Уж извините (взгляды у всех разные, давайте не будем спорить), но при этой власти я в школу работать больше принципиально не пойду. И в ВУЗ тоже.
Плюс, есть такой момент. Меня часто выживают и/или не принимают в рабочих коллективах. Особенно женских. Я не знаю, почему так происходит. И, если честно, разбираться не хочу.
Ну и, конечно, когда уработаешься на чужой успех, никаких сил на творчество толком нет.
И – уж точно не до "разумного-доброго-вечного".
Один мой знакомый, коллега, сочиняющий музыку уже много лет, имеющий известность в узких кругах, но не зарабатывающий музыкой совсем, писал как-то у себя на странице о том, что пошел работать на склад одной известной компании, там смены по 12 часов, но нет стульев и во время смены нельзя присесть. А мужику – за сорок. "Ноги болят невозможно," – пишет, – "А завтра снова на смену".
Безусловно, я посочувствовала. Но, с другой стороны обрадовалась за себя лично:
Как хорошо, что у меня хватило мозгов начать работать сессионным музыкантом и играть за гонорар, начать преподавать музыку! Как хорошо, что я больше не тешу себя иллюзиями о совмещении, с чего и денег каких-то больших при своей специальности не особо увижу, да и задолбаюсь только лишний раз, постарею раньше времени и здоровье растеряю.
В такие моменты понимаешь, что ни о каком "подвижничестве" в музыкальной деятельности речи идти не может. И слава богу, что не может!
С какой стати тебя, такую цацу, должны звать играть платно, когда есть и очередь из желающих играть бесплатно, и плейбеки-то тоже есть!
Я за это очень рада. И за очередь из желающих поиграть бесплатно.
Однако, профессиональный подход – то, что ценят часто в музыкальных коллективах. У меня в работе все четко и классно, орднунг-орднунг прям! В отличие от любителей я:
- играю в любом психологическом состоянии, несмотря на т.н. "отсутствие вдохновения",
- не срываю выступление или репетицию из-за пьянок, личных дел и прочего подобного,
- подсказываю в т.ч.с позиции своего профессионального видения, подсвечивая ту сторону, которую вы не видите,
- ну и, как написал под 1 из видео мой подписчик, "Вы довольно красиво сопровождаете композиции".
Всегда находятся те, кто хочет именно это, они и становятся моими заказчиками.
Безусловно, люди разные и мотивы разные. В этом лонгриде я говорю о своих конкретно. У вас и у других людей они могут быть свои. Конечно, кто-то может заниматься музыкой как творчеством для души, в свободное от работы время. Кто-то считает, что "разумное-доброе-вечное" – важнее, чем деньги с выступлений и/или уроков. Каждый делает выбор сам.
Но я буду рада, если эта статья с личным опытом кого-то отрезвит, кому-то поможет.
Нравятся мои материалы? Подписывайтесь на канал.