Найти тему

Греческая трагедия или газовая идиллия? Разбираемся в хитросплетениях европейской энергетики

Возвращение блудного газа

Кажется, кто-то где-то включил кондиционер на полную мощность, и этим "кто-то" оказалась Греция! Шутки шутками, но в первой половине 2024 года Греция увеличила импорт российского газа в 1,7 раза, вернувшись к объемам потребления "Газпрома", которые наблюдались до начала СВО. Оператор DESFA рапортует: доля российского газа в греческом импорте подскочила с 31% до внушительных 57%. Видимо, олимпийское спокойствие требует надежных источников энергии.

Цифры не лгут, или "Газпром" на коне

С января по июнь "Газпром" поставил в Грецию 1,67 млрд кубометров газа, из которых 1,49 млрд кубометров поступили по трубопроводу "Сидирокастрон", а остальное - в виде СПГ с балтийского комплекса "Портовая". Интересно, что эти цифры практически повторяют показатели 2021 года, словно и не было никаких геополитических потрясений.

Эксперты в замешательстве, или "Это все потому что он им не нужен"

Эксперты ломают головы, пытаясь объяснить феномен греческого аппетита на российский газ. Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач выдвинул версию, достойную пера Зощенко: "Рост экспорта российского газа в Грецию произошел, потому что он совсем «не нужен» Европе". Впрочем, отбросив иронию, эксперт предположил, что причина кроется в привлекательной цене российского газа, проблемах с запуском нового СПГ-терминала в Александропулисе и стремлении Греции перевести электроэнергетику с мазута на газ.

Европа закупает газ, делая вид, что это не российский

Издание Handelsblatt, ссылаясь на данные консалтинговой компании ICIS, пишет:

Поставки российского газа в страны Европейского союза (ЕС) увеличиваются, несмотря на введенные сообществом санкции против РФ.

Оказывается, в мае 2024 года Евросоюз импортировал примерно на 30% больше природного газа, чем в сентябре 2022 года. Правда, газета уточняет:

Импорт российского газа в страны ЕС, по информации издания, носит политический характер.

Видимо, газ из России теперь поступает в Европу инкогнито, как секретный агент под прикрытием.

Таким образом, пока европейские политики рассуждают о диверсификации и энергетической независимости, Греция наглядно демонстрирует, что старые энергетические связи рвутся с большим трудом. А российский газ, подобно мифическому герою, вновь и вновь оказывается востребованным, несмотря на все перипетии судьбы.