Количество зарядных станций для «заправки» электромобилей в стране растет, но недостаточными темпами. Эксперты aif.ru объяснили, с чем это связано и что делать для исправления ситуации.
Села батарейка
По состоянию на июнь текущего года общее число публичных зарядных станций для электромобилей в России составило 7 410 единиц. Озвучивая эту цифру, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов уточнил, что это данные только по публичным точкам. Кроме них, еще есть достаточно много частных станций в гаражах и на парковках. На данный момент специалисты делят эти станции на так называемые «медленные» и «быстрые»: первые занимают на рынке долю в 64,5%, а вторые — 34,5%.
«Конечно, зарядных станций для такой огромной страны, как наша, сейчас маловато, их должно быть в несколько раз больше, — сетует промышленный эксперт Леонид Хазанов. — К тому же почти вся зарядочная инфраструктура сконцентрирована в крупных городах, а этот факт ограничивает использование "электричек" на большей части территории».
Возникает парадокс — количество зарядных станций напрямую зависит от количества электромобилей, и наоборот — спрос на такие авто увеличивается с ростом инфраструктуры, отмечает эксперт. Так что властям придется более активно действовать в обоих направлениях: и инфраструктуру расширять, и покупку электромобилей стимулировать.
Об этом же говорят и аналитики агентства «Автостат». По их данным, отсутствие зарядной инфраструктуры наряду с небольшим пробегом электрокара на одной зарядке для многих автовладельцев являются главными препятствиями для «пересаживания» с бензиновых автомобилей на электрические.
Зарядились «концептуально»
Впрочем, в стране сейчас реализуется «Концепция развития производства и использования электротранспорта», рассчитанная до 2030 года, в которой предусмотрены преференции как для производителей и продавцов электромобилей, так и для их покупателей, так что движение в этом направлении есть. Другой вопрос — насколько оно быстрое, потому что отставание от запланированных параметров уже налицо. На бумаге, например, написано, что к этому году должно быть 9 тыс. зарядных станций, по факту — почти на четверть меньше.
«В этом году на уровне правительства РФ уже были заявления, что количество зарядных станций в течение ближайших шести лет должно вырасти в 10 раз (примерно до 72 тыс. единиц), так что необходимые меры предпринимаются, — отмечает доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова Мария Ермилова. — Для реализации же всех планов необходимо создать еще и цифровую среду, которая позволит сделать использование электрокаров более удобным и эффективным».
По ее словам, сейчас правительство дает регионам не только директивы на развитие зарядной инфраструктуры, но и обеспечивает субсидирование данных процессов.
Как сделать быстро
«Пока что происходит постепенное внедрение, но в дальнейшем планируется усилить этот процесс», — продолжает Ермилова.
И опять решение вопроса упирается в увеличение спроса. Который, как считают эксперты, спрогнозировать довольно сложно, так как наши граждане в массе своей пока что только изучают возможности электромобилей.
«Чтобы увеличить спрос на электромобили и обеспечить их более широкое распространение, необходимо строить больше зарядных станций, особенно так называемых "быстрых", на которые сегодня приходится всего 34,5%, — полагает доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. — Именно "быстрые" зарядки могут дать дополнительный импульс развитию электромобилей в нашей стране».
Напомним, что в целом на отечественном рынке новых легковых электромобилей с начала года реализовано 10 293 «электрички», что более чем на треть больше, чем в январе-июне 2023 года.
Ранее сообщалось о том, какая из китайских моделей автомобиля стоит внимания российских покупателей.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ