Как часто вы придерживаетесь в своей жизни убеждения о том, что существует некий набор качеств, который делает его обладателя лучше/выше/умнее/успешнее, чем те, кто этим набором не обладает? Делите мир на умных и глупых, талантливых и бесталантных, успешных и неудачников, достойных и недостойных, 1 и 2 сорт. Если такой стиль рассуждений вам присущ - предлагаю прочитать текст ниже и задуматься.
Убеждение в том, что существует некий набор отличительных личностных черт, который определяет превосходство одного человека над другим - интеллектуальный фашизм.
Все эти идеи являются субъективными, их невозможно ничем подтвердить (белый лучше черного, мужчина лучше женщины, умный лучше глупого, ариец лучше еврея). Невозможно измерить эти "величины", никак не сравнить. Их основание - оценочное суждение.
Если человек добился успехов в спорте, является блестящим политиком или прекрасным художником, делает ли это его лучше других? Избранным? Достойны ли те, кто не преуспел так же, кто не обладает выдающимися качествами, презрения?
Интеллектуальный фашизм не столь резок и очевиден, как более топорная и примитивныя разновидность, ругательством для которой являются слова "нигер" и "еврей". Интеллектуальный фашизм прикрыт личиной интеллигентности, потому так не бросается в глаза. Вспомните, как ругаются интеллектуалы, отличники, образованные люди: "идиот", "дурак", "тупица". Но так же, как и в первом случае, эти слова несут презрение и ненависть.
Предополжим, что один из участников спора и правда глупый и необразованный. Должен ли он на основании этого чувствовать себя хуже, словно он преступник? Краснеть, хотеть убежать на край света? Правда ли он провинился? Правда ли он бестолочь и ничтожество только потому, что в чем-то не разбирается? В таком споре интеллектуал ТРЕБУЕТ: "ты должен быть на одном уровне развития со мной, а если это не так - ты тупица!".
Но нет абсолютно никакой возможности населить нашу планету только интеллектуальной элитой. Требуя от всех равного интеллектуального уровня, та часть, что не вписывается, менее успешная (те самые дураки), приговаривается к обесцениванию, непринятию и осуждению.
В идее интеллектуального фашизма - попытка возвыситься над другими, транслирование своего превосходства. Обратная сторона этих убеждений в том, что рано или поздно его обладатель столкнется с собственной ущербностью на основании собственноручно выстроенной системы оценивания. Мало объявить себя самым умным - это нужно еще практически подтвердить. Маятник качнется в обратную сторону, когда человек встретит оппонента более подкованного, чем он сам. А далее - невыносимый стыд, ощущение себя ничтожеством.
А как иначе?
В концепции РЭПТ мы принимаем факт того, что все люди ценны и равны просто потому, что они есть, а не потому, что умны или успешы ( и нет, это не значит, что надо сесть на диван и навсегда расслабить булки). В краткости жизни хотелось бы по-максимуму прожить ее в удовольствии и гармонии, а не в вечной гонке в попытках что-то доказать.
Оценивайте поступки и действия, но не оценивайте себя, свое Я (я поступил плохо не равно я плохой человек). Самооценка - это сверхобобщение. Отказ от нее в пользу оценивания поступков - ключ к повышению качества жизни и снижению напряжения. Ценность человека не измеряется результатами его деятельности. Ни один из общепринятых стандартов оценки человеческой личности (ум, талант, успешность и т.д.) не является достоверной мерой. Все они субьективны, являются частным оценочным суждением и имеют вес только до тех пор, пока мы в них верим.
Автор: Макарова Дарья Андреевна
Психолог, РЭПТ и КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru