Найти тему
Дикое поле

Причудливый стиль.

В XVII-XVIII веках политически раздробленная Италия, тем не менее, считалась центром европейской культуры как родина преобразившего весь мир гуманизма и славной в веках римской цивилизации, но эти великие свершения несли за собой и великие разрушения в виде Реформации и последовавших за этим войн всех против всех. Подобные перемены коренным образом изменили мироощущение людей, уверовавших в то, что только разум может спасти человечество от той дикости, которую несёт его природа и создавали порождённые им произведения стиля искусства, получившего имя барокко (итальянское "причудливый", "вычурный").

Экстаз святой Терезы, Капелла Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория, Рим.
Экстаз святой Терезы, Капелла Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория, Рим.

Как уже говорилось, стиль барокко появился на свет в Италии, где первоначально это слово обозначало неправильной формы жемчужину, а позже - окно в виде овала, важный элемент барочной архитектуры. Основной же идеей барокко стало превосходство человеческого разума, единственного устойчивого начала посреди бурь, сопровождающих смену мировоззрений на рубеже эпох. Главным врагом стиля барокко стала естественность во всех её проявлениях как проявление дикости, на место которой должны были прийти регулярность мышления и созданные разумом аллегории, ставшие в это время основой всех видов искусства, литературы и музыки. Ставшее символом невероятной роскоши, в конце XVIII века барокко всё же уступило своё место более строгому и простому классицизму, чьи элементы встречаются по сию пору.

Яркий пример музыки барокко и стиля барокко в целом - ария в исполнении певца-кастрата Карло Броски (Фаринелли), кадр из к/ф "Фаринелли-кастрат".
Яркий пример музыки барокко и стиля барокко в целом - ария в исполнении певца-кастрата Карло Броски (Фаринелли), кадр из к/ф "Фаринелли-кастрат".

В Россию стиль барокко попал в XVII веке в результате русско-польской войны 1654-1667 годов, когда русские познакомились поближе с польской культурой, где господствовали стили казацкого, сарматского и виленского барокко, в целом соответствовавшие православному мировозрению, а их сочетание с древнерусской культурой привело к появлению такого стиля, как нарышкинское барокко, тем не менее, польское барокко отличалось от западно-европейского скромностью и аскетичностью, что кардинальным образом отличает его от общепринятого понятия барокко и не позволяет некоторым искусствоведам считать его единым целым с тогдашней европейской культурой, но с 1730-х годов, со времён правления императрицы Анны Иоанновны, когда была завершена вестернизация России, положение изменилось, русское барокко сравнялось с европейским по пышности и вычурности, достигнув пика своего развития при императрице Елизавете Петровне, но её преемница Екатерина II, более скромная в тратах и не чуждая идеям европейского Просвещения, постепенно свернула русское барокко в пользу более ей нравившегося классицизма, хотя в российской глубинке, в частности, в Сибири, стиль барокко продержался дольше, вплоть до начала XIX века.

Самый яркий пример расцвета русского барокко Воскресенский собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге (1748-1764 годы).
Самый яркий пример расцвета русского барокко Воскресенский собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге (1748-1764 годы).
Последний памятник русского барокко Успенский собор в Енисейске (1793-1818 годы).
Последний памятник русского барокко Успенский собор в Енисейске (1793-1818 годы).