Найти тему
Ирина Минкина

Про эффективных менеджеров

Несколько дней назад я слушала один из эфиров Сергея Мардана, в котором он говорил о тольяттинском «Автовазе». Рассказывал о том, как все ругали старого его директора; о том, как потом на смену старому пришел новый директор - эффективный менеджер. У нас же была целая эпоха эффективного менеджмента. Все  вот эти вот «нефть в обмен на технологии», «зачем изобретать велосипед» - это всё вот те самые эффективные менеджеры, которые это продвигали. 

Ну и в результате такого вот суперэффективного менеджмента на заводе в Тольятти остался только сборочный цех. А инженерный корпус разогнали. Действительно: а зачем? Мы ж не умеем делать машины. Верно? Ну эффективные менеджеры вам подтвердят. Не умеем. Нечего и пытаться. А всех, кто может попытаться это сделать, надо разогнать. Завод продать иностранцам, а все имеющиеся производственные мощности переналадить исключительно под сборку.

Что было в Тольятти потом? Ровно то же, что и везде в 2022-м. Хозяин топнул ножкой - и на заводе настали тяжелые времена. Мол, надо развивать своё. А как это сделать без инженерного корпуса и конструкторского бюро? Оказалось, что инженера невозможно подготовить ни за три месяца, ни даже за три года. Сборщика - можно. Инженера и конструктора - нет. Оказалось, что даже инвесторы не могут ускорить этот процесс. Удивительно, правда? Хотя те, кто нанимал эффективных менеджеров, именно на такие последствия и рассчитывали.

Ей-Богу, как прелестны эти самые эффективные менеджеры! Как красиво они клеймят - как это они любят говорить? - российское рукожопие! И как красиво они же годами делали всё, чтобы лишить страну интеллектуального и технологического суверенитета! 

Знаете, какая это психология? Это чистой воды психология хозяйского наймита. Надсмотрщика в колонии. Запад, собственно говоря, всегда со своими колониями так и поступал. Управленцы на местах всегда были из местных манкуртов. Им метрополия и платила только за то, чтобы местные наймиты зорко следили за сохранностью колониальной зависимости. Чтобы на местах, не дай Боже, не было даже никаких поползновений к тому, чтобы какой-либо производственный цикл весь замкнуть внутри страны. Нет-нет, бремя белого господина должно быть незыблемо. Надсмотрщики из местных должны были за этим следить. Только сборщики: бананов ли, западных автомобилей ли - какая в сущности разница! Лишь бы сами ничего не делали. Лишь бы исключительно ручным трудом занимались. «Куда вам, лапотным» - эту пластинку надсмотрщики обязательно должны были включать среди местного населения и прокручивать ее до тех пор, пока у всех пар из глаз не пойдет…

Есть у меня один такой коллега по основной моей работе. Он является представителем крупной компании,  таскающей определенную продукцию из Китая. При том что производство такой продукции давным-давно можно было бы наладить и внутри страны. И каждый раз, на каждом межотраслевом предприятии, этот коллега зачитывает доклад на одну и ту же тему: какие, мол, сейчас особенности завоза продукции из Китая. Каждый раз этот человек делает постнейшую мину: мол, вот тут непросто, вот там непросто. И каждый раз его спрашивают: а почему вы не наладите это производство тут, в России? И рисков меньше, и телодвижений тоже. И - вы не поверите! - из года в год этот мой коллега отвечает ровно одно и то же. Мол, китайцы к своему нынешнему уровню шли 20 лет, а мы что, только начнем это, что ли? Вот человек почти 20 лет уже говорит о том, что китайцы шли к этому 20 лет. Так он бы сам уже пришел давно к этому уровню, если бы вместо своей говорильни начал этот путь внутри страны! 

Вот это вот и есть психология наймита при колонизаторах. Такого вот наместника большого брата. Которому удобна колониальная система, потому что он при ней сытно кушает и не напрягается. А любые попытки эту систему сломать - это личная угроза такому вот наймиту, такому вот эффективному менеджеру. Потому что, случись такие перемены, то окажется, что его эффективность-то равна примерно нулю. Окажется, что он может только перегонять сделанное чужими руками к нам сюда. Выяснится, что это как раз у него самого руки из пятой точки-то и растут.

Поэтому когда я слышу про изобретение велосипеда, то для меня это очень серьезный маркер в первую очередь самого говорящего. Который сам живет в системе чего изволите-с по отношению к хозяину. Который только и способен на то, чтобы работать тем самым Табаки про Шерхане, подъедаясь объедками со стола хозяина. И такому Табаки совершенно не нужна никакая автономия. Потому что он сам, Табаки, ни за что без Шерхана не выживет. Именно он, а не страна или кто-либо иной.