Найти тему
Александр Дедушка

Мучения как веселье. Радости как гной. По сравнению с чем? (по свт. Тихону Задонскому)

Свт. Тихон Задонский
Свт. Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский – один из самых художественно одаренных русский святителей. В его творениях встречаются самые удивительные по смелости мысли и фантазии уподобления и сравнения.

Причем, как возвышенные, так и низменные.

И он касается, самых недоступных для исследования глубин и закоулков человеческой души и переживаний, которые нам иногда кажутся сомнительными.

Так, например, кажется фантастичным, что святые мученики во время лютейших мучений и страданий, которым их подвергали мучители, испытывали радость и счастье…

Это настолько кажется противоречащим привычным представлениям, что представляется как минимум «художественным» преувеличением.

Однако же это засвидетельствовано непосредственными свидетелями их мучений, в честности которых сомневаться не приходится.

Вот что по этому поводу говорит и святитель Тихон:

«Почувствовал это Псалмопевец на себе: Я всегда с Тобою; Ты держал меня за правую руку, и советом Твоим наставлял меня, и со славою принял меня. Что для меня небо? и без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек (см. Пс. 72. 23-26). Чувствовали мученики святые, и в самых жесточайших страданиях веселились, и над дьяволом и слугами его торжествовали. Чувствовали и все святые и всякие находящие скорби доблестно претерпевали».

Веселились в страданиях… Невероятно!

Но сомневаться в этом не приходится. Просто это недоступно нашему личному опыту, поэтому не укладывается в рамки нашего сознания.

Причем, святитель Тихон говорит об этом как некоем духовном законе, ибо все святые то же самое «претерпевали».

Мало этого, св. Тихон Задонский настаивает на том, что ничего принципиально не изменилось и в настоящее время. Что и сейчас все христиане должны чувствовать и чувствуют то же самое:

«Чувствуют и ныне работающее Ему со страхом, и верою и любовью Ему прилепляющиеся, и потому всякую сладость и утеху мира сего, как гной, презирают и гнушаются, одним этим внутренним своим сокровищем довольствуясь и утешаясь».

Так… Но каковы сравнения!..

Давайте разберемся.

Итак, радость «прилепляющихся» к Богу настолько велика, что «сладость и утеху мира сего» они презирают как гной…

Действительно, есть ли что более отвратительное, чем гной?.. Причем, по всем чувственным параметрам – зрительным, обонятельным, осязательным, вкусовым…

И все утехи мира есть не что иное как этот гной?!..

А что, кстати, под этими «утехами мира сего» имеется в виду?

Видимо, по списку «утех»:

- пищевые;
- сексуальные;
- имущественные;
- властные;
- тщеславные…

А теперь вы можете себе представить, что все это воспринимается как «гной»? С такой же степенью отвращения!?..

Невероятно! Но опять же – это отнюдь не художественное преувеличение!

Это реальность, только реальность внутреннего мира святых – увы! – нам недоступная.

Но опять же – такое состояние может быть органичным только в ситуации противопоставления. Когда одно сопоставляется с другим.

Святитель Тихон говорит, что утехи мира становятся гноем в сравнении с «внутренним сокровищем», которым обладает настоящий святой.

Да это как драгоценные камни и бриллианты в сравнении с грязью с кусками г…на.

Что ж, ситуация проясняется.

Святые настолько явственно ощущали Бога в своей душе, что это ощущение автоматически обесценивало все остальное.

В сравнении – это остальное, все вожделенные «утехи мира» действительно становились «гноем» в их глазах.

А во время мучений и страданий они действительно веселились и прославляли Бога. Настолько радость от Божьего присутствия перекрывала все физические ощущения боли.

Да – теперь понятно, но – увы! – только в теории.

Ибо где нам взять такую степень близости к Богу!?..

Задонск
1624 интересуются