Начнем с терминологии
Первоначально в древнегреческом, слово «маг» обозначало персидского жреца — последователя зороастризма. Однако уже с V в. до н. э. термин «магия» (др.-греч. μαγεία) встречается для обозначения колдовства. Кроме того, в значении «чёрного мага» нередко употребляли греческий термин «колдун» (др.-греч. γόης) и «колдовство» (др.-греч. γοητεία): такая деятельность ассоциировалась со связывающими заклятиями, оплакиванием умерших и позднее — с некромантией. В древнем Риме термины «маг» (лат. magus) и «магия» (лат. magīa) появляются поздно: первоначально они обозначали только персидских жрецов. Само понятие колдовства в Риме существовало: уже в Законах двенадцати таблиц упоминаются «злые песни» (mala carmina), с помощью которых можно было проклясть урожай соседа. Термин «магия» (magia) утверждается в латинском языке только в I веке н. э.
История
Степень изученности магии в Греции разнится от эпохи к эпохе, от местности к местности. Больше всего информации обеспечено о классических Афинах V—IV веков до н. э. ввиду широкого распространения в полисе книжности, однако колдуны были и на периферии греческого мира. Существует лишь один значимый источник о магии в удалённых уголках ойкумены — трактат «О священной болезни» неизвестного автора, входящий в корпус Гиппократа. Кроме него существуют археологические свидетельства магии в северо-западной Греции, например, в Додоне в Эпире, где были найдены свинцовые таблички IV века до н. э. с оракулом Зевса. Также в Македонии обнаруживаются таблички с проклятиями и заклятиями, которые напоминают по форме афинские и сицилийские таблички. То, что в трёх областях находятся схожие по содержанию и целям таблички, служит свидетельством циркуляции в греческом мире магических знаний.
Практики
Основу магического инвентаря античности представляют таблички с проклятиями или заклятиями (прежде всего свинцовые); магические предметы, такие как амулеты и фигурки; магические папирусы — письменные руководства по магии. Эти предметы были распространены по территории греко-римского мира с VI века до н. э. по VI век н. э.
Таблички
Греки использовали таблички, сделанные преимущественно из листа свинца, для проклятий и заклятий. Они применялись для сверхъестественного влияния на действия или состояние людей или животных против их воли. Некоторые из найденных экземпляров либо были утеряны, либо слишком ветхие, чтобы с ними можно было работать. Самую раннюю датировку получили 22 таблички из города Селинунт, Сицилия, датируемые началом V, а некоторые из них, предположительно, концом VI века. Всего на 2022 год было найдено более 1600 табличек: более 1100 из которых были греческими (около 300 из них афинские), больше 500 — латинскими. При этом свыше половины латинских табличек приходятся на Великобританию, а более 130 относятся к римских термам в Бате, в которых их авторы проклинают воров.
Фигурки
Магические фигурки известны как по надписям, так и по археологическим находкам. Иногда такие фигурки изготовлялись и в официальных случаях: так, договор между Киреной и её метрополией — Ферами — был скреплён изготовлением магических фигурок, которые затем сожгли: так должен был погибнуть и нарушитель договора. Дошедшие до нас фигурки изображают людей со связанными руками и ногами; нередко их захоранивали вместе с магическими табличками. Так, связанная фигурка, подписанная именем «Мнесимах», была найдена между двумя магическими табличками. Иногда глаза, руки и ноги на этих фигурках пробиты гвоздями или иглами. Целью таких обрядов было заставить человека, которого изображала фигурка, подчиниться колдуну (чаще всего речь шла о любовной магии)