Найти тему
Финансовый абзац

В России говорят о "чеболизации" экономики. Что это?

В современной экономической науке помимо устоявшихся терминов типа "капитализация" или "добавленная стоимость" есть еще немало общих понятий, которые характеризуют целую группу явлений, но при этом не имеют четкого академического определения.

Сюда можно отнести "кейнсианство", пресловутую "индустриализацию" и малопонятную рядовому обывателю "чеболизацию", о которой всерьез заговорили в РФ на высшем уровне еще в начале июля 2024 года - г-н замглавы Минпромторга Осьмаков назвал нынешнюю "структурную трансформацию" российской экономики с разворотом на Восток обычной чеболизацией. Что, конечно, вызывает вопросы.

Но прежде надо сказать, что такое этот самый "чеболь" (что дословно переводится с южнокорейского как "денежный клан"). На наши деньги это крупный олигархат в виде влиятельной семьи, которой принадлежит целый конгломерат самых разных предприятий. В случае Южной Кореи, где такое явление впервые и возникло во время финансового бума 60-70 годов, чеболи порой занимали по объему целые отрасли национального хозяйства.

Говоря проще, это когда у вас вся легкая промышленность принадлежит одной семье (или клану, кому как больше нравится). И эта семья имеет в рамках этого сектора производства свои банки, свои фабрики, свои розничные магазины и т.п. То есть полностью контролирует определенную сферу. Этакий сверхконцентрированный олигархат, до которого российскому из "треклятых" 90-х еще далеко.

Примеры чеболей в Юго-Восточной Азии остаются и по сей день, хоть и в рудментарном виде: взять хотя бы Samsung, который производит и дистрибутирует практически все подряд - от утюгов до электромобилей.

Проблема с такой системой хозяйствования в том, что излишняя узурпация рынка огромными корпорациями хороша лишь только в краткосрочной перспективе - когда Южная Корея только становилась промышленной державой и не нуждалась в конкуренции. Более того, в 60-70 годах она получала значительные преференции и дотации от США в рамках холодной войны на Корейском полуострове.

Когда противостояние СССР и США завершилось в начале 90-х, быстро выявились существенные изъяны концепции чеболей:

  • высокий уровень коррупции
  • безразличие к правам работников
  • отсутствие конкуренции

Последний момент был самым важным - если вы захватили в стране весь рынок смартфонов, например, то у вас нет особой нужды развивать сервис, искать новые технические решения и тому подобное. Напротив, как огромная финансово-промышленная группа, вы стараетесь захватить все больше секторов экономики, делать все больше самых разных товаров. И в итоге делаете всего понемногу и кое-как на зарубежные кредиты.

Тут прозорливый читатель уже точно заподозрит, что успешный опыт Южной Кореи подходит нынешней РФ с большой натяжкой - как минимум потому, что никто ей (РФ) никаких зарубежных кредитов больше не дает даже в дружественном Китае.

Что, впрочем, вовсе не означает, что г-н Осьмаков категорически неправ: излишнее укрупнение бизнеса в России происходит уже давно и систематически. Разрастается корпорация Сбера, накачиваются бюджетными деньгами госконцерны типа Ростеха или Роснано. Ну а про семейственность крупного олигархата в РФ и говорить не приходится - Форбс давно пишет в своих рейтингах "Мельниченко и семья", "Мордашов и семья".