В этот день 207 лет назад родился американский писатель, поэт и философ Генри Дэвид Торо, удивительнейшей судьбы человек.
Торо родился в городе Конкорд в штате Массачусетс, неподалеку от этого города располагается Уолденский пруд, сыгравший в судьбе Торо немаловажную роль. Говорят, именно на берегу Уолденского пруда Торо впервые посетило желание посвятить жизнь литературе, а Торо с раннего детства мечтал быть писателем, поэтом. Позже он окончил Гарвард, переехал в Нью-Йорк в надежде его покорить, писал стихи и эссе, но его литературные опусы не находили особого отклика публики. И в преддверии тридцати лет - время начала кризиса среднего возраста (Хотя название этому явлению появилось лишь во второй половине 20 века, несомненно, само явление существовало если не всегда, то, по крайней мере, в 19 веке точно.) Торо решил вернуться к истокам, в место, где прошли его детские годы. И тут у Торо возникло желание пожить, выражаясь словами Томаса Харди «вдали от обезумевшей толпы», то есть где-нибудь в одиночестве и на природе и сосредоточиться на чтении книг.
Торо весьма остроумно объяснил свое желание: «Обнаружив, что сограждане не намерены предложить мне судейское кресло, или приход, или еще какую-нибудь должность и что мне надо самому искать средства к жизни, я еще решительнее устремился в леса».
Друг Торо, поэт Уильям Эллери Чаннинг подал идею о постройке хижины . И таким образом желание Торо уединиться превратилось в эксперимент, личный челлендж – прожить два года в лесу, довольствуясь дарами природы.
Дело оставалось за малым, найти участок земли, где можно было бы на правах скваттера, т.е. незаконно построить дом, засеять небольшое поле и не бояться быть выдворенным раньше срока.
По удачному стечению обстоятельств у Ралфа Уолдо Эмерсона, друга и учителя Торо, автора эссе «Природа», которое положило начало философии трансцендентализма в Америке, как раз нашлось место, ему принадлежал лес, посреди которого как раз и находится Уолденский пруд. Так Торо начал практически испытывать на себе идеи трансцендентальной философии, такие как близость к природе, как сказал Эмерсон: «Природа – это основа, установить прочную связь с которой является задачей всей человеческой жизни» и духовное самоусовершенствование, которые призваны очистить человека от «вульгарно-материальных» интересов, навязанных обществом.
И Торо взглянул на свое желание уйти уже в лес в более философско-поэтическом свете: «Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил».
Торо в лесу на берегу пруда собственноручно построил небольшой домик, в котором прожил ровно два года добывая себе пропитание земледелием и рыбной ловлей и позже описал свой опыт в книге «Уолден, или Жизнь в лесу» (Walden; or, Life in the Woods). И этой книге суждено было навеки вписать его имя в историю не только американской, но и мировой литературы.
Судьбоносные совпадения в жизни Торо не ограничиваются Уолденским прудом. Если присмотреться то можно найти совпадения и в том, что Торо взял топор и отправился в лес строить дом на берегу пруда в конце марта 1845 года, и с 4 июля окончательно поселился в лесу «т.е. стал проводить там не только дни, но и ночи», Торо и сам замечает «это случайно совпало с днем Независимости». Напомню, что Уолденской пруд расположен рядом с городом Конкорд. 19 апреля (т.е. почти тогда, когда Торо начал стоить дом) 1775 года в Конкорде произошли первые вооружённые столкновения в ходе Войны за независимость США. Даже День Независимости от дня рождения Торо отделяют всего несколько дней (и 86 лет) июля. И наконец, сам Торо фактически сражался за независимость и свободу человека. Между прочим, Торо еще и автор эссе «О гражданском неповиновении», которое вдохновило Махатму Ганди, сражавшего за независимость Индии от Великобритании и Мартина Лютера Кинга, сражавшегося за права чернокожих в США.
Впервые меня эта книга заинтересовала в связи с собственным длительным опытом самоизоляции из-за коронавируса. Это был весьма интересный и полезный опыт, длительность которого была даже чуть больше, чем у Торо. Затем я стала замечать упоминания этой книги в американских фильмах и книгах. После прочтения романа Чбоски «Хорошо быть тихоней», я не выдержала и купила эту книгу, полистала, мне понравились мысли автора, и я ее прочитала.
Про роман "Хорошо быть тихоней" и про подборку книг из него я уеже рассказывала в статьях:
Самое интересное, еще не зная о Торо, подобно ему я в этот период решила сосредоточить свое внимание на чтении. Торо написал: «Мое уединение больше любого университета благоприятствовало не только размышлениям, но и серьезному чтению» - это совпало с моим опытом и заинтересовало меня.
В истории жизни Торо в лесу меня привлекло то, что Торо не какой-то «отшельник на всю голову», который никогда не жил в цивилизованном обществе и потому доверяет только природе, а наоборот образованный человек, проживший в цивилизованном обществе 30 лет, и разочаровавшийся в нем, в его стремлениях и интересах. Как справедливо замечает Торо: «Если вы только что прочли какую-нибудь из лучших английских книг, много ли вы найдете собеседников, чтобы поговорить о ней?» Конечно, Торо имеет в виду подавляющее большинство, не теряя надежды на счастливые исключения, ведь и ему в жизни встретились люди, с которыми ему было о чем поговорить. Среди них был и Эймос Бронсон Олкотт, отец Луизы Мэй Олкотт, написавшей роман «Маленькие женщины».
К слову, замечательный роман, о нем я уже рассказывала в своей статье:
Когда я только начала читать "Уолден", то подробные отчеты о том, какие строительные материалы понадобились Торо для постройки дома и сколько они стоили, вплоть до пакли, гвоздей, винтов и петель, вызвали у меня опасения, а не будет ли эта книга напоминать «Робинзона Крузо». В том плане, не будет ли автор рассказывать исключительно о выживании в условиях дикой природы, условно, сколько семян посадил и сколько из них взошло. Конечно, Торо не обошелся без подробного описания природы, к тому же еще и с поэтическими аллегорическими отступлениями, наподобие «я заставлял желтую почву выражать свои летние думы бобовыми листьями». Но в целом книга посвящена разумным философским размышлениям о жизни.
«Уолдена» крайне полезно прочитать каждому современному человеку, ее актуальность потрясает и восхищает, с учетом того, что написана она в середине 19 века. Она пробудиться и задуматься над своей жизнь, целью и приоритетами.
Я полностью согласна и разделяю жизненные приоритеты Торо в том, что самая большая ценность для человека это свобода и независимость, а не материальные блага. Свобода распоряжаться своим временем по своему усмотрению, посвящать его тем занятиям, которые действительно важны и интересны, а не тем, которые не приносят человеку ничего кроме денег.
Ведь работа человека редко совпадает с его призванием, с его интересами и увлечениями, чаще всего работа это источник дохода для удовлетворения наших потребностей и только.
Торо, как и очень многие писатели, не мог зарабатывать себе на жизнь писательским трудом. Ему нужна была работа, которая бы позволяла "честно заработать и при этом не лишить себя свободы для своего истинного призвания".
В числе прочего Торо пробовал преподавать в школе, но "обнаружил, что тут затраты возрастают пропорционально доходам, вернее, непропорционально, потому что я был вынужден определенным образом одеваться, подготавливаться и даже думать и верить, да к тому же терял время".
Начав жить в лесу, Торо выяснил, что ему больше подходит работа сельского поденщика.
Так как дает ему наибольшую независимость, "особенно потому, что там достаточно работать 30-40 дней в году, чтобы прокормиться. День у поденщика кончается с заходом солнца, и он тогда свободен для любимого дела и не связан со своей работой; зато его хозяин, постоянно занятый расчетами не знает покоя круглый год".
В книге Торо рассказывает, как пережидал грозу в ветхой хижине Джона Филда, который работал на соседнего фермера. И Торо пытался донести до него мысль о том, что если бы он сократил свои потребности, ему бы не приходилось так тяжко трудиться.
Объяснял ему, что «он, непременно желая иметь и чай, и кофе, и масло, и молоко, и говядину, вынужден зарабатывать их тяжким трудом, а после такой работы снова должен как следует наедаться, чтобы возмещать затраченные силы; так что он ничего не выигрывает, даже наоборот, потому что он при этом недоволен и губит свою жизнь».
Тут стоит отметить, что в книге мне не понравилось высокомерие Торо. И к людям в целом, которые не ушли подобно ему в лес и не живут простой жизнью, хотя сам он прожил в лесу всего два года. И к жителям поселка, которые нередко его привечали в своих домах и к простым рабочим, как Джон Филд, который приютил его во время дождя в своем доме. Заканчивая рассказ о встрече с ним Торо пишет: «Перед ним открыт горизонт, а он остается бедняком, он родился для бедности» и все в таком духе. Я просто не понимаю, как Торо, родившись в Америке в семье, которая не была богатой, но все же не бедствовала, получивший хорошее образование, не женат и не имеет детей, может оценивать жизнь человека, который приехал в Америку из другой страны, женат и растит «множество детей»?
На мой взгляд, если человек выбрал определенный путь, это его дело, это не дает ему права считать себя выше, умнее и лучше других и навязывать им свое представление о жизни.
Тем не менее, высокомерие не умаляет разумность рассуждений Торо о том, что человеку следует сократить свои потребности и тогда ему меньше придется тратить времени на работу. Если человек научиться довольствоваться меньшим он станет свободнее.
Трудно спорить с тем фактом, что в нашем сознании прочно укоренилось мнение о том, что нужно строить карьеру, а не просто работать, дабы зарабатывать, ибо более высокая должность обеспечит нам не только больший заработок, но почет и уважение, а на старости лет стабильность. Но у этих преимуществ есть и оборотная сторона, о которой мало кто задумывается.
«Эта трата лучших лет жизни на то, чтобы заработать и потом наслаждаться сомнительной независимостью в оставшиеся, уже отнюдь не лучшие годы».
Уже на получение образования мы тратим непростительно много драгоценного времени своей молодости, просиживаем в душных аудиториях, конспектируя сомнительной практической ценности материал.
Меня поразила актуальность для нашего времени замечаний Торо относительно системы образования, когда люди с высшим образованием не обладают не только практическими знаниями, ибо все это время зубрили теорию, оторванную от реальности. Но и в целом не имеют представлений о жизни.
«Я считаю, что было бы лучше, если бы студенты и все, кто хочет получить пользу от колледжа, сами клали его фундамент. <…> Я хочу, чтобы студент не играл в жизнь и не просто изучал ее, а серьезно участвовал в жизни от начала до конца. Что может лучше научить юношу жить, как не непосредственный опыт жизни? <…> Кто научится большему к концу месяца – мальчик, который сам выковал себе нож из металла, им самим добытого и выплавленного, и прочел при этом столько сколько нужно для этой работы, или мальчик, который вместо этого посещал в институте лекции по металлургии, а ножик «Роджерса» получил в подарок от отца?»
Но человеку, который с рождения живет в обществе уже сложно определить, что ему действительно необходимо, а что навязано и без чего бы он вполне мог обойтись. И вот Торо решил, что «неплохо было бы среди внешнего окружения цивилизации пожить простой жизнью, какой живут на необжитых землях, хотя бы для того, чтобы узнать, каковы первичные жизненные потребности и как люди их удовлетворяют».
Первичными жизненными потребностями, то есть тем без чего нельзя обойтись из-за бедности, невежества или философского принципа, оказались Пища, Кров, Одежда и Топливо.
В своих рассуждениях Торо показывает, что оборотная сторона материальной собственности это рабство и оковы. Купив, например, дом, квартиру или участок земли, человек фактически привязывает себя к определённому месту, переселиться в другое место ему будет сложнее. Интересно, что развивая тему о приобретении собственного дома Торо замечает, что «рабочий должен затратить 10-15 лет жизни, даже если он не обременен семьей». Это вполне соответствует нашим современным реалиям, многие сейчас покупают квартиру в ипотеку и будут выплачивать кредит как раз лет 10-15. А помимо этого человек подписывается на постоянные платы, в виде налога на недвижимость.
И речь не только о собственном доме, а о любой собственности, вплоть до банального ковра, владение которым накладывает на человека обязанности по уходу за ним, т.е. человек просто купив очередную вещь, подписывается сколько-то минут, которые затем сложатся в часы и дни посвящать тому, чтобы содержать эту вещь в чистоте. А потом незаметно для себя самого человек, целыми днями занят смахиванием пыли со своих сокровищ и жалуется, что у него ни на что нет времени. Нет времени на чтение, нет времени занятия спортом.
А все от того, что человеку в социуме навязываются определенные критерии для оценки его успешности и как ни странно все они почему-то выражаются в денежном эквиваленте и сводятся к тому, что у кого больше денег, тот и успешнее. При этом не оценивается, то насколько человек счастлив, насколько он духовно и интеллектуально богат, насколько он живет в гармонии с собой. Это обществу не важно, гораздо важнее, в каком доме он живет и во что одет.
Кстати, об одежде. Как очень точно заметил Торо: «В общем, едва ли кто станет утверждать, что у нас или в другой стране искусство одеваться действительно поднялось до уровня искусства. Пока еще люди носят, что придется. Подобно морякам, потерпевшим крушение, они надевают то, что находят на берегу, а несколько отдалившись в пространстве или во времени, смеются друг над другом. Каждое поколение смеется над модами предыдущего, но благоговейно следует новым».
Но человеку то не обязательно играть в эту игру, навязанную обществом и набирать очки одобрения.
«Богатство человека измеряется числом вещей, от которых ему легко отказаться».
Со времен Торо, то есть с 19 века, когда люди наполняли свои дома фарфоровыми сервизами и коврами, ничего не изменилось кроме перечня необходимых предметов, призванных выражать собой преуспевание.
Как в «Бойцовском клубе» Паланика «Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить барахло, которое нам не нужно».
Торо же посмотреть на ценность вещей в истинном свете. «Стоимость вещи я измеряю количеством жизненных сил, которое надо отдать за нее».
Торо был убежден, что людям нужно довольствоваться меньшим, в плане материальных благ, и больше интересоваться своим духовным и интеллектуальным развитием.