Найти тему
Т-34

До последнего патрона: документы о мужестве защитников Родины

Всем привет, друзья!

В СЕЛАХ над Бугом, Саном и Неманом передаются из уст в уста легендарные рассказы о подвигах советских воинов, самоотверженно вступивших в первые бои с гитлеровскими захватчиками в июньские дни 1941 года. Кровавыми сполохами разрывов вздыбилась тогда земля. Врагу удалось продвинуться вперёд, но на ряде участков границы долгое время продолжали бороться с противником пограничные заставы, гарнизоны дотов, стрелковые подразделения и части. Вот несколько новых архивных документов, ярко свидетельствующих о героизме и отваге советских воинов.

Из отчётной карты главного командования сухопутных войск гитлеровской Германии видно, что под Равой-Русской в течение целой недели — до 30 июня — вела бой против гарнизонов группы наших дотов и пограничников 296-я пехотная дивизия противника. В одной из наших фронтовых оперативных сводок за 22.6.41 года говорится: «Пульрота 140-го отдельного пулемётного батальона, находясь в окружении, более 8 часов непрерывно ведёт бой с противником, отбивая блокирующие группы, вновь и вновь восстанавливая связь между дотами. В таких же условиях успешно отражает гитлеровцев группа из 20 бойцов 1-й роты 35-го пульбата и 40 рабочих 81 УНС под руководством младшего лейтенанта Дзирука. В течение нескольких часов 22 июня они интенсивно вели бой и удержали местечко Корчин до подхода подкреплений».

О боях под Равой-Русской говорится и в оперативной сводке за 23.6.41 года: «Личный состав дотов в районе Любачева сдерживает натиск противника силой до двух полков. Окружённые в отдельных сооружениях яростно отражают атаки врага. Все опорные пункты под Равой-Русской ведут напряжённый огонь. На этом участке противник отошёл».

В дотах Струмиловского и Владимир-Волынского укрепрайонов вместе с их гарнизонами отважно сражались советские пограничники, воины стрелковых частей. Вот запись за первый день: «2-я комендатура 90-го погранотряда совместно с частями Красной Армии задержала натиск противника. Личный состав показал героизм, находясь от 5 до 12 часов в окружении, в блокгаузах».

-2

26 ИЮНЯ 1941 года командование 5-й армии доложило, что, «по данным 90-го погранотряда, на фронте Никитин — Сокаль противник потерял в боях с пограничниками за переправы 22.6.41 года до двух с половиной пехотных полков». В другом документе командование 5-й армии сообщает: «124-я стрелковая дивизия ведёт бой в полуокружении, занимая район Трубки, Грушев, Милятин, Печихвосты. Дивизия имела значительные потери. Два полка 87-й стрелковой дивизии дерутся в окружении вместе с частями укрепрайона в районе Устилуга».

Представляет интерес выдержка из дневника унтер-офицера гитлеровской армии Ганса Юргенса Симона, который так пишет о боях в этом районе:

«22.6.41 года в 3.15 началось огневое нападение нашей артиллерии. Это самое мощное нападение. Слышен лишь грохот, всё покрывается черно-синей завесой, что делает невозможным какое бы то ни было наблюдение. Башня в Устилуге и здание погранзаставы разрушены. Пожар освещает местность... Ещё до окончания артстрельбы мы слышим трескотню пулемётов. Затем видим, как пехота распространяется на том берегу Буга... По пути мы подверглись воздушному нападению. Убит командир нашего 298-го артполка. Бомбардировщики ещё не скрылись, как налетели истребители, начавшие стрельбу на небольшой высоте. Наши машины остановились, и все люди бросились навзничь на лугу. Цель операции этого дня — Владимир-Волынский вследствие сильного сопротивления в лесу у Сятыхни, наполненном дотами, не была достигнута...»

Героическая оборона советских воинов в опорных пунктах укрепрайона под Устилугом продолжалась по 28 июня. Целая дивизия немецко-фашистской армии — 99-я легкопехотная — была скована на этом участке фронта.

-3

НОВЫЕ документы — новые факты воинского героизма, стойкости и отваги: «Командир взвода Ковельского укрепрайона комсомолец Блинов руководил обороной своего укрепления до тех пор, пока дзот прямыми попаданиями снарядов не был разбит. Оставшиеся в живых бойцы под руководством Блинова продолжали бой, заняв позиции в поле. Красноармеец Гущин после того, как его укрепление было разбито и вышел из строя станковый пулемёт, вёл огонь из ручного пулемёта, пока не погиб смертью героя. Комсомолец Гущин уничтожил до 50—60 немецких мотоциклистов. Политрук Довнер во время атаки вступил в рукопашную и заколол немецкого офицера. Красноармеец Белокобыла шёл в атаку с возгласами: «За Родину!». Примеру этого комсомольца следовали другие воины. Непосредственно вели в бой взводы старший политрук Данильченко, секретарь партбюро Ковалев; командир роты Поднебесный, несмотря на ранение, настоял, чтобы ему дали сформированную штабом укрепрайона полуроту, и ушёл в бой».

Столь же самоотверженно сражались защитники ряда опорных пунктов и в других местах западной границы.

У селений Липск, Сопоцкино, Шульбоже, Дрохичина, Семятичи и Орли от двух до восьми суток было сковано несколько вражеских дивизий. Командование одной из них — 7-й пехотной в «Итоговой сводке обобщённого опыта боевых действий за долговременные русские укрепления» о боях 22—23 июня под Шульбоже писало: «Русские бились до последнего человека, до последнего дыхания. В одном бункере оказалось, что вместе с солдатами находились женщины и дети. И раненые стреляли из оружия и вели огонь даже через открытые стволы орудий...»

-4

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА прошло с того дня, когда пограничная тишина была взорвана залпами орудий. Но свежи в памяти ветеранов пограничных укрепрайонов воспоминания о тех днях, ярки картины борьбы с врагами, когда советские люди бились насмерть. Многие погибли. Другие прошли через все испытания войны и трудятся рядом с нами. В Дзержинске живёт ударник коммунистического труда бригадир комплексной бригады строителей И. И. Змейкин. Его рота держала врага перед фронтом своих дотов до 26 июня. В Бресте работает железнодорожник А. К. Шаньков, награждённый после войны за свой подвиг при защите дота орденом Красная Звезда. В посёлке Клементьеве под Можайском трудится Анна Горелова, муж которой Сергей погиб в доте. Анна Ивановна до последнего момента — 29 июня — была в доте, стреляла по врагу, врачевала раненых.

Как памятники героических дел воинов приграничья стоят искорёженные и опалённые войной доты. Их избитые пулями и снарядами стены и амбразуры служат своеобразной летописью народного подвига.

Подполковник А. КРУПЕННИКОВ (1966)

★ ★ ★

ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!