Вчера стало известно о новом законопроекте: блогеров с более одной тысячи читателей предложили обязать сообщать о себе Роскомнадзору, а именно — Ф.И.О. и контакты для направления юридически значимых сведений. В ведомстве пояснили, что это будет считаться уведомлением о распространении информации. Попытались разобраться в инициативе сами, а заодно узнали у юристов, о чем она на самом деле и чем грозит ее одобрение.
Полина Павлова
адвокат, партнер юридической группы «Гришин, Павлова и партнеры»
В ЧЕМ СУТЬ ЗАКОНОПРОЕКТА?
По закону информация, распространяемая без использования СМИ, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе в форме и объеме, достаточном для его идентификации. Это требование касается и персональных страниц пользователей соцсетей, однако в большинстве случаев не исполняется.
В Роскомнадзоре обсуждается инициатива конкретизировать и распространить его не на всех пользователей социальных сетей, а только на тех, чья ежедневная аудитория превышает одну тысячу человек.
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ПРОЕКТ СТАНЕТ ЗАКОНОМ?
Если данные требования будут введены, то дополнительно законодателю необходимо будет предусмотреть соразмерную ответственность за непередачу персональных данных таким пользователем, а также механизм контроля за достоверностью полученных данных в уведомительном порядке. Ведь если это не урегулировать, то, даже если эта инициатива будет принята, маловероятно, что она будет работать в полной мере.
ЧЕМ ГРОЗИТ ЭТА ИНИЦИАТИВА?
По сути, никаких рисков для добросовестных пользователей инициатива не несет, так как персональные данные планируется представлять в уведомительном порядке. А если такой пользователь действительно будет распространять недостоверную информацию или фейки, то при надлежащем предоставлении им его персональных данных будет проще привлечь его к ответственности. В то же время инициатива направлена на борьбу с анонимными пользователями, у которых больше возможности безнаказанно распространять фейки в связи с отсутствием контроля.
Эта инициатива рассматривается в рамках обсуждения ко второму чтению законопроекта об обороте сим-карт. В первом чтении проект был принят Госдумой в июне, на тот момент в тексте проекта и в пояснительной записке подобное не упоминалось.
Анастасия Зыкова
управляющий партнер Key Consulting Group
МОЖЕТ ЛИ ПРОЕКТ ВСТУПИТЬ В СИЛУ?
На данный момент текст законопроекта не содержит норм, посвященных обязательному уведомлению Роскомнадзора блогерами. Сейчас это только инициатива, обсуждаемая с целью внесения поправок в законопроект ко второму чтению. Предполагаем, что эти поправки действительно могут быть внесены, а после закон имеет шансы вступить в силу.
ЧЕМ ИНИЦИАТИВА ЮРИДИЧЕСКИ ГРОЗИТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ СОЦСЕТЕЙ?
Пользователь, страница которого имеет более тысячи посетителей за день, будет обязан уведомить Роскомнадзор, иначе он не сможет предоставлять рекламные услуги. Однако, повторюсь, на данный момент эти правила только обсуждаются и не внесены в текст законопроекта.
ДЛЯ ЧЕГО ТАКИЕ ПРАВИЛА НУЖНЫ?
Основная цель — преодоление анонимности в социальных сетях и повышение контроля за информацией.
КАК ЭТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИИ РЕКЛАМЫ?
На данный момент предполагается, что лица, не уведомившие Роскомнадзор, не смогут предоставлять рекламные услуги.