⚡️Риски современного законодательства⚡️
Антимонопольная служба сочла нарушением выделение субсидий из городского бюджета муниципальным предприятиям ЖКХ без проведения торгов, так как это дает им необоснованные преимущества на товарном рынке, ограничивая конкуренцию. Муниципалитет не смог это оспорить.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что оспариваемая норма не противоречит Конституции, так как не предусматривает абсолютного запрета на субсидирование унитарных предприятий без конкурентных процедур.
Местная власть закрепляет за предприятиями муниципальное имущество для публично значимых целей - обеспечения жизнедеятельности населения.
Коммерческий статус предприятий предполагает получение прибыли, но это не исключает необходимости их финансирования, так как бремя содержания переданного им имущества несет собственник - муниципальное образование. Но при этом надо соблюдать баланс между гарантиями самостоятельности местного самоуправления и принципами свободы экономической деятельности и защиты конкуренции.
Поэтому муниципальный орган вправе предоставлять подотчетному предприятию субсидию без торгов, если не доказано антимонопольным органом и не установлено судом, что это повлечет негативные последствия для конкуренции на конкретном товарном рынке, нарушит права и законные интересы его участников.
Дело заявителя подлежит пересмотру.
Выводы и возможные проблемы: Часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" признана не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает возможности установить факт нарушения органом местного самоуправления запрета принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в случае принятия им правового акта о предоставлении субсидий учрежденным таким органом местного самоуправления муниципальным унитарным предприятиям в целях возмещения затрат на содержание и ремонт закрепленного за ними муниципального имущества лишь по мотиву того, что поддержание конкуренции требует от органа местного самоуправления избирать в качестве способа обеспечения муниципальных нужд проведение торгов в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, если не установлено, что закрепление за муниципальным унитарным предприятием соответствующего муниципального имущества и предоставление ему субсидии на содержание и ремонт данного имущества повлекли недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо угрозу наступления таких последствий на конкретном товарном рынке, находящемся в условиях конкуренции, нарушение прав и законных интересов участников такого товарного рынка.
Документ: Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П.
________________________________________
В telegram-канале “Ясная бухгалтерия” отвечаем на бухгалтерские вопросы.
Все риски законодательства и ответы на актуальные вопросы — в КонсультантПлюс. Оформите бесплатный доступ.
Ответы на кадровые вопросы — в нашем телеграм-канале "РЕСПЕКТ — РЕШЕНИЯ".
Рекомендуем журнал "ВОЛК", в котором материалы собраны из ответов Линии консультаций компании "Респект". Текущий выпуск посвящен закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
***
А еще мы проводим бесплатные вебинары, на которых ФНС и СФР отвечают на ваши вопросы.