Найти тему
SB.BY

Режиссер Иван Павлов — о фильме «Подрыв», героизме юных саперов, любви и самопожертвовании

В год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и в год 100-летия Национальной киностудии Беларусьфильм мы продолжаем вспоминать яркие исторические картины о Великой Отечественной войне. Геноцид белорусского народа, страна, превращенная в руины… События ленты Подрыв перенесут зрителя в 1945-й — в Беларусь, израненную страшной войной и поднимающуюся из пепла. Это уже относительно спокойное время: война закончилась, на территории освобожденной страны ликвидируют ее разрушительные последствия. Опасен и может в любой момент взорваться каждый сантиметр земли. Молодые волонтеры вступают в ряды добровольцев Осоавиахима (предшественник современного ДОСААФ. — Прим. ред.) и занимаются разминированием Минска и окрестностей. Подвиг подростков-саперов — очень редкий, но невероятно интересный и волнующий сюжет.

   Режиссер Иван Павлов — о фильме «Подрыв», героизме юных саперов, любви и самопожертвовании
Режиссер Иван Павлов — о фильме «Подрыв», героизме юных саперов, любви и самопожертвовании

Тихий, малоизвестный подвиг Чтобы приблизить возвращение мирной жизни, территорию страны, где еще недавно были жестокие бои, нужно очистить от неразорвавшихся снарядов и мин. Подростки проходят курс подготовки и отправляются на важную и опасную миссию: юным героям предстоит разминирование земли. Неприятным сюрпризом для молодых людей становится новость о том, что их командир, которому они полностью доверяли, оказывается не тем, кем он казался. И тут начинается самое интересное: какие решения они примут, столкнувшись с такой правдой? Картина Подрыв стала результатом плодотворного сотрудничества киностудии Беларусьфильм и Противоминного центра Вооруженных сил Республики Беларусь. Снял фильм режиссер и сценарист Иван Павлов. В ролях — Дарья Карпеченкова, Татьяна Федорова, Анжелика Барчан и другие. Для многих актеров это первый крупный проект и дебютная военная лента. Фильм длится 1 час 45 минут и снят на основе реальных событий. В исторической драме много пиротехники, каскадеров, взрывов. Чтобы создать эффект присутствия, снимали на экшн-камеры, коптеры, стадикамы. Использовали компьютерную графику, чтобы создать антураж, подходящий 1945 году. …Только представьте: жизнь молодых людей только начинается. Юными героями движет внутренний патриотизм: они прекрасно понимают, что идут освобождать землю и не все может закончиться благополучно. Многие молодые люди, которые смотрят этот фильм, невольно задаются вопросом: а способен ли я на такой отчаянный поступок? Встать из-за парты и отправиться на страшное и рискованное задание, чтобы поработать на благо Родины, внести собственный вклад в борьбу с разрушительной войной и ее последствиями. Авторы картины акцентируют внимание зрителей на надеждах юношей и девушек, которые хотят помочь своей стране, на их мечтах и попытках доказать себе и другим, чего они стоят. Это фильм о тихом, малоизвестном подвиге, который особо не афишировался, но о котором нужно знать и помнить. — Долгое время о юных разминерах ничего не знали. Только в 1990-е ребят, которые ценой своей жизни очищали землю от снарядов, причислили к участникам войны. Мы нашли исторические сведения по теме и использовали их в титрах фильма. Перечислены имена более сотни человек. Я наблюдал, как зрители приходили в ступор, когда узнавали, в каком юном возрасте погибали люди, — признается режиссер.Пламя под пеплом Чтобы все выглядело правдиво, создатели кинокартины прибегали к помощи экспертов: консультировались и с историками Академии наук, и со специалистами из противоминного центра Вооруженных Сил, а также отправляли актеров на мини-занятия по разминированию. Иван Павлов акцентирует: — Я лично был на консультации с прочтением сценария примерно шесть раз, а к особо важным сценам консультанты сами приезжали на съемочную площадку. Режиссер обращает особое внимание, что Подрыв — это не просто фильм о войне, а в первую очередь кино о любви, любви на фоне войны. Картина победила в номинации Лучший сценарий на XXIX Международном фестивале военного кино имени Юрия Озерова. Также приз за лучший сценарий лента Подрыв получила на Международном фестивале правильного кино. Форум собрал картины, созданные на основе традиционных ценностей, идей гуманизма и милосердия. К слову, военную драму показали на больших экранах нашей страны, также лента вышла в российский прокат — там ее увидели зрители из 120 городов. — Я с интересом наблюдаю за зрителями во время просмотра фильма. Особенно за молодежью. Обычно ребята сидят тихо, вдумчиво смотрят, а когда сюжет доходит до определенного напряженного момента, начинают проявлять искренние эмоции, даже кричать, пытаться предостеречь героиню от ошибки. В общем, эмоции зашкаливают. После просмотра я часто отвечаю на вопросы ребят. Однажды в Могилеве меня не отпускали целых четыре часа — было видно, как тема зацепила молодежь. К слову, кинолента Подрыв возникла из материалов захватывающего военно-исторического сериала Пламя под пеплом, также снятого студией Беларусьфильм. В восьми сериях проведена параллель между 1945-м и сегодняшним днем. Сериал рассказывает о судьбах обычных людей, оказавшихся втянутыми в вихрь военных столкновений. Герои сталкиваются с испытаниями, предательством, любовью и жертвенностью на фоне разрушенных городов и полей сражений. Пламя под пеплом можно смотреть онлайн на различных интернет-платформах, что позволяет зрителям по всему миру испытать сильные и незабываемые эмоции. Зритель может увидеть не только игру актеров, но и архивную хронику Минска 1944 года, а также документальные кадры работы наших саперов на месте обнаружения взрывоопасных предметов.

   Режиссер Иван Павлов — о фильме «Подрыв», героизме юных саперов, любви и самопожертвовании
Режиссер Иван Павлов — о фильме «Подрыв», героизме юных саперов, любви и самопожертвовании

uschenchik@sb.by