В Советском Союзе был весьма популярен посредственный мелодраматический роман Этель Лилиан Войнич "Овод", повествующий об итальянском революционере, который куда-то исчез в нежной юности и объявился уже в виде покрытого шрамами романтического борца за свободу под позывным Овод. Он не отступил от своих взглядов и погиб в тюрьме. Вроде так, уже смутно помню. Там есть любовная линия и есть еще линия его отца-священника. который разрывается между долгом и чувствами. Короче, написано на разрыв души, читал подростком, было скучно, не проникся. Хотя сам сюжет ничего. Но воплощение слишком дамское, слезливое.
В СССР были сняты и фильмы по этому роману.
Так вот, Этель Лилиан Войнич (сама тоже революционерка и жена революционера) вдохновилась на написание "Овода", сходив как-то в Лувр и увидев там портрет неизвестного молодого человека кисти Франческо Франчабиджо. Вот он тут. Годы жизни художника 1484 — 1525, портрет же написан в 1510. Франчабиджо не выбился в первые ряды мастеров Возрождения, конкуренция тогда была огромная. Но то, что он был талантлив, несомненно. Учился он у хороших живописцев, открыл потом во Флоренции свою мастерскую.
Картины он писал замечательные, но особенно прекрасны портреты его работы. Писал он обычных горожан, так что имен его моделей не сохранилось. Вот и мужчина, вдохновивший Войнич, остался безымянным. Но какое лицо! Какой взгляд! Не удивительно, что Этель в него буквально влюбилась. Репродукцию портрета она носила с собой. Что касается самой картины, то она как-то оказалась в собственности герцога Ришелье, у которого ее в 1665 году купил для Лувра Людовик XIV.