В Ново-Савиновском райсуде огласили приговор обвиняемому в скандальном деле об избиении сына зампреда Шестого кассационного суда Габдуллина. Шумиха вокруг дела, возможно, стоила служителю Фемиды кресла председателя Верховного суда РТ.
Дело об избиении сына судьи вышло на федеральный уровень
Оглашение приговора в громком деле, которое рассматривается уже второй год, началось с неожиданности. В здании Ново-Савиновского суда отключилось электричество. Несмотря на это заседание не перенесли. Вспоминается латинское изречение: «Да свершится правосудие, даже если мир погибнет».
На процесс явились как подсудимый с адвокатом, так и представители потерпевших. Однако последние не захотели общаться с прессой. Напомним фабулу дела, ставшую скандальной. По версии следствия, 25 декабря 2022 года сына заместителя председателя Шестого кассационного суда Радика Габдуллина, Дамила, у ночного клуба «Мед» на улице Чистопольской в Казани избил Хыял Бадалов. Подробности инцидента описывал депутат Госдумы Александр Хинштейн, который регулярно в своем телеграм-канале раскрывал неприглядные, по его мнению, стороны деятельности Габдуллина-старшего. Депутат рассказал, что во время драки 21-летний Габдуллин-младший был нетрезв. Причиной конфликта стало оскорбление Бадалова на национальной почве, у которого есть азербайджанские корни. В своей публикации Хинштейн сообщил ещё об одной интересной детали. Якобы со стороны сына Габдуллина в драке участвовал Артем Новоселов – родственник предполагаемого лидера ОПГ «Борисково» Сергея Новоселова, известного под прозвищем «Новосел». Как бы то ни было, в результате драки Дамил Габдуллин получил перелом челюсти. А Бадалов стал фигурантом уголовного дела.
«Чемоданы компромата» от депутата Хинштейна
Параллельно с уголовным делом решалась и судьба Габдуллина-старшего. Время разбирательства по делу пришлось на назначение нового председателя Верховного суда Татарстана. В мае 2023 года эту должность в связи с истечением срока полномочий покинул Ильгиз Гилазов. Высшей квалификационной коллегией судей РФ (ВККС) именно Габдуллин был рекомендован на пост главного республиканского служителя Фемиды. Родился он в Нижнекамске, до работы в Шестом кассационном суде он также был судьей Верховного суда Татарстана и председателем Советского райсуда Казани.
Однако при определении кандидатуры нового председателя Верховного суда РТ в дело вступили «чемоданы компромата» Хинштейна на судью Габдуллина. В своем телеграм-канале депутат Госдумы рассказывал о возможном конфликте интересов в рассматриваемых Габдуллиным делах и незадекларированной судейской недвижимости. Несмотря на это, Высшая квалификационная коллегия судей дала рекомендацию Габдуллину на пост председателя ВС РТ, а вот кадровая комиссия в администрации президента России с одобрением не спешила. Возможно, на этом фоне судья решил неожиданно снять кандидатуру на должность председателя республиканского Верховного суда. В итоге был объявлен новый конкурс, на который, кстати, Габдуллин также заявился. Но на этот раз фортуна от данного служителя Фемиды отвернулась. На пост главы Верховного суда Татарстана квалификационная коллегия рекомендовала председателя Зеленодольского суда Азата Гильмутдинова.
Инцидент с избиением его сына вполне мог стать одной из причин, которые, возможно, стоили Габдуллину высокого судейского кресла.
Дело о драке в клубе рассматривали полтора года
Несмотря на громкую историю дела, в ожидании оглашения приговора сторона подсудимых воздерживалась от резонансных заявлений. Сам Хыял Бадалов и вовсе отказался говорить с журналистами. Его адвокат, москвич Александр Кириллов, объяснил это стеснением. А свое участие в деле юрист мотивировал тем, что его подзащитный местным специалистам не доверяет. Впрочем, громких заявлений он тоже не озвучил и сразу поблагодарил прокуратуру Татарстана за переквалификацию статьи, вменяемой подзащитному.
Сперва Бадалову вменяли ч. 1 ст. 112 Уголовного кодекса - умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Максимальное наказание по этой статье - три года лишения свободы. Но в ходе разбирательств в мировом суде дело отправили на доследование. Суд предложил следствию переквалифицировать обвинение, усмотрев в действиях Бадалова возможный хулиганский мотив. А это более суровая статья, и максимальное наказание по ней — уже пять лет колонии. Из-за переквалификации обвинения на более суровое рассмотрение дела перенесли в Ново-Савиновский районный суд Казани. И уже там гособвинение пришло к выводу, что хулиганского мотива в действиях подсудимого все же не было. И по данной статье Бадалов вину признал, и, по словам его защитника, возместил ущерб и извинился перед Габдуллиным.
- Почему сперва моему подзащитному вменили более суровую статью — это остается для меня загадкой, так как произошел конфликт, на который, я считаю, Бадалова спровоцировали. Мой подзащитный был вынужден защищать свое достоинство, — заметил московский адвокат.
Кириллов добавил, что его подзащитный признает, что нанес Габдуллину-младшему травмы, но подсудимый стал жертвой провокации. По мнению юриста, конфликт между потерпевшим и подсудимым спровоцировал некий свидетель. Впрочем, фамилии его Кириллов не назвал, как и не прокомментировал факт его родства с предполагаемым лидером «Борисковских». Факт участия Артема Новоселова в потасовке подтверждается постановлением об административном правонарушении, вынесенным мировым судьей участка №4 по Ново-Савиновскому району в октябре 2023 года. В документе говорится, что в ходе драки Бадалов нанес Новоселову три удара кулаками и пять ударов ногой по телу и лицу. В результате пострадавший получил гематомы вокруг глаз и скул. В материалах дела указывается, что Бадалов и Новоселов употребили нецензурные выражения в адрес друг друга. В результате суд назначил Бадалову 10 суток административного ареста. А в деле, где потерпевшим был сын судьи Габдуллина, как мы видим, процесс перерос в уголовный.
На вопрос о политической подоплеке дела защитник не ответил. Дескать, рассуждения об этом не дело юриста. Кириллов лишь многозначительно заявил, что по «непонятным причинам» его подзащитного (имея в виду первоначальную «хулиганскую» статью) хотели привлечь к ответственности за то, чего тот не совершал. И напомнил, что изначально Бадалову была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу - по мнению адвоката, слишком строгая для таких статей. Позже данная мера пресечения была отменена.
Причиной конфликта юрист назвал то, что Бадалов «не понравился внешне» Габдуллину и его товарищу. При этом об оскорблении подзащитного на национальной почве адвокат не говорил. Корреспондент «Вечерней Казани» решил поинтересоваться у самого подсудимого — был ли «национальный след» в конфликте? Но Бадалов отказался от комментариев и по этой теме.
Тут следует упомянуть, когда дело рассматривалось еще в мировом суде, обвиянемый прямо говорил об оскорблениях на национальной почве как об одной из причин драки.
По словам адвоката Кириллова, потерпевший Дамил Габдуллин не пропускал ни одного заседания по делу и требовал сурового наказания своего обидчика, усматривая в его действиях хулиганский мотив.
- Мой подзащитный в ходе конфликта также получил травмы, но он не тот человек, который будет этими травмами «бравировать», — заявил защитник подсудимого. — Он вел себя как мужчина.
После заслушивания всех сторон конфликта судья Ильгам Калимуллин огласил обвинительный приговор. Бадалова признали виновным в нанесении сыну судьи Габдуллина вреда здоровью средней тяжести и приговорили к двум годам ограничения свободы. Подсудимому нельзя покидать место жительства с 22:00 до 6:00, а также запрещено менять место жительства и выезжать из Казани без согласия ФСИН. Кроме того, необходимо отмечаться дважды в месяц.
Автор материала: Рамиль Акберов