Расследование опубликовала независимая платформа Mediapart. Из него следует, что компания, похоже, с 1990-х годов фильтрует загрязненную воду, используя запрещенные во Франции методы, и продает ее как «природную минеральную воду», не информируя потребителей
Компанию Nestle обвинили в подделке минералки. Об этом пишут СМИ со ссылкой на расследование независимой платформы Mediapart. Из него следует, что источники минеральной воды во Франции загрязнены и Nestle незаконно фильтровала обычную воду из канализации запрещенными методами и продавала ее как «природную минеральную».
Сумма мошенничества, по оценкам Mediapart, за последние 15 лет составила 3 млрд евро. Организация потребителей Foodwatch призвала власти Франции привлечь виновных к ответственности. При этом педставитель Nestle отверг (ссылка ведет на заблокированный в РФ сайт Bild) «цифры и метод расчета» Mediapart.
Скандал вокруг Nestle разгорелся еще в феврале, когда защитники прав потребителей подали иск против этой компании и французского производителя минеральной воды Sources Alma. Их обвинили в продажах поддельной воды по всему миру.
Однако это преувеличение. В России, например, есть вода Nestle, но не импортная, а местная, и претензий к ней не возникало, рассказал президент Союзнапитков Максим Новиков:
Максим Новиков президент Союзнапитков «Да, такая вода у нас в России есть, но данная вода выпускается на российском предприятии. Завод по производству этой воды находится в Московской области, то есть вода не завозная, а из российских подземных вод. Вода готовится по высочайшим стандартам и соответствует всем нормам и требованиям техрегламента. А также с учетом того, что упакованная вода является категорией продукции, которая находится под маркировкой с контрольными идентификационными знаками, в отношении упакованной воды, помимо стандартных требований прослеживания пищевой безопасности, проверяется еще и цифровое прослеживание движения данного товара. В условиях, когда запускалась маркировка, были некие вопросы к оформлению данной воды, все они были урегулированы производителем и претензии со стороны госорганов в полном объеме были сняты. Поэтому мы не сомневаемся в качестве и безопасности данного вида продукции, не видим рисков для российского потребителя, потому что она не поставляется сюда по импорту».
В России действует очень строгий регламент относительно наименования продукции. По умолчанию, если на упаковке написано, что вода минеральная, значит, так и есть и добыта она из минеральных источников. Обойти эти требования производителям невозможно, в том числе филиалу Nestle, говорит генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:
— Существует минеральная вода, которая добывается в определенных источниках, на ней обычно написан состав минералов. А наименование выглядит так: калиевая, магниевая, натриевая вода. Например, в России добыча минеральных подземных вод ведется на 477 месторождениях. А если говорить о питьевой воде, то она, конечно же, может быть добыта из скважины, очищена, и в подземных грунтовых водах могут содержаться различные примеси. И такая вода для того, чтобы потребляться человеком, требует очистки. В чем сегодня обвиняют Nestle? В том, что они выдавали питьевую воду за минеральную или искусственно добавляли минералы. Однозначно можно сказать, что фраза «вода из канализации» — это просто неверная трактовка или исследовательской компании, или журналистов. Круговорот воды в природе никто не отменял. Канализационные стоки, промышленные, хозяйственные, бытовые и ливневые попадают на станцию аэрации, затем производится очистка с учетом показателей предельно допустимой концентрации, и такая вода сбрасывается в реку. Как мы знаем, реки имеют свойство к самоочищению, поэтому из канализации в подземные грунтовые воды никак не может попасть ни в России вода, ни во Франции. Скорее речь идет о том, что компания под видом минеральной воды продавала очищенную питьевую воду. Это, безусловно, введение в заблуждение потребителя, но никак мы не можем говорить о том, что эта вода отравлена. В России вода Nestle продается как столовая, а не как минеральная, поэтому здесь с точки зрения терминологии нарушений никаких нет.
— Есть ли такие истории с нашими производителями?
— Дело в том, что в России достаточно серьезное законодательство с точки зрения терминов на продукцию. Это касается вообще всех продуктов питания. Поэтому в России минеральная вода — это минеральная вода, столовая вода — это столовая вода. Выдать одну воду за другую — фальсификация, что преследуется по закону.
Кроме того, как считает эксперт, скандал вокруг французской Nestle и ее воды в итоге может оказаться черным пиаром, организованным конкурентами. Если компании удастся доказать всю неправоту обвинений относительно производства воды, последуют встречные иски и судебные разбирательства.