Тема введения боевых машин пехоты с улучшенной защитой обсуждается уже долгое время. С одной стороны, такие машины явно необходимы, с другой - остается неясным, на каких принципах и как именно их создавать. Сейчас кажется, что эта проблема начинает решаться, и сегодня мы рассмотрим это подробнее.
Так о чём, по сути, идёт речь?
Примерно неделю назад, около одного из испытательных полигонов Уралвагонзавода, была замечена новая необычная техника, направляющаяся на тестирования. В коротком 25-секундном видеофрагменте можно распознать контуры новинки - это явно тяжёлая бронемашина на гусеничном ходу, предположительно базирующаяся на платформе танка Т-72/90. Примечательно, что она без вооружения. На первый взгляд может показаться, что здесь ничего особенного нет – просто тестируют очередной прототип, что вполне логично для УВЗ. Однако, тут есть один нюанс – такие машины нашим вооружённым силам необходимы, как воздух. Проблема в том, что ранее основной упор делался на высокую мобильность и сильное вооружение. Ярким примером этого служит БМП-3. Она лёгкая, маневренная и имеет в своём арсенале 100-мм пушку, 30-мм орудие, ПТУРы и многое другое. Но вот броня у неё фанерная, из-за чего пришлось решать этот вопрос с помощью дополнительных комплектов бронирования. В результате терялась динамика, да и комплектов таких не всегда хватало. Более того, появилась новая угроза в лице беспилотников, одним из способов противодействия которым стали «мангалы». Это тоже добавляет и веса и габариты. И на фоне всех этих проблем выявились и другие недостатки, такие как неудобная высадка десанта. Пытались решить все проблемы с помощью «Манула», полностью перекомпонованной версии БМП-3, но её статус пока остаётся неясным. Итак, для нынешних условий необходима тяжёлая техника с хорошей бронёй, и желательно без компромиссов.
Теперь переходим непосредственно к новинке, анализируем её достоинства и недостатки:
Сначала стоит обсудить шасси. Судя по всему, это хорошо знакомые Т-72 или Т-90, и выбор этот не случаен — техника уже освоена в производстве, кроме того, имеются запасы на хранении. Последний вариант, Т-90, является единственным танком, который сейчас производится в стране, причём с достаточно высокими темпами. Почему не "Армата"? Ответ очевиден — запустить массовое производство этой платформы в текущих условиях невозможно, и причин для этого множество. К тому же, для ремонта новинки, которая предназначена для штурма укреплённых позиций, необходимы будут постоянные запчасти. Но где их взять для "Арматы"?
Поэтому эту платформу можно ожидать скорее к 30-м годам, когда конфликт завершится и будет время на подготовку, но не сейчас. К тому же, Т-72Б3 и Т-90М пока отлично справляются, показывая отличную надёжность, чем ожидали критики советского танкостроения, в отличие от натовской техники, чьи возможности оказались преувеличенными. С платформой всё ясно, двигаемся дальше. Второй ключевой момент — это существенная перепланировка внутреннего пространства и перемещение двигателя в переднюю часть. Это значительно увеличивает живучесть машины и освобождает место для аппарели, что позволяет десанту безопаснее покидать танк.
Переходя к вооружению, можно отметить его практически полное отсутствие. В данном случае это оказывается значительным преимуществом, поскольку основной задачей транспортного средства является доставка десанта в целости, при этом выдерживая множество ударов дронов и противотанковых ракет, которые в настоящее время чаще атакуют сверху, а не спереди. Это означает, что верхняя проекция должна быть хорошо защищена. Вопрос только в наличии броневой защиты типа «мангалы» и станций радиоэлектронной борьбы, но вероятнее всего их установка будет проводиться позже, ввиду текущих испытаний ходовых характеристик машины для определения надёжности после значительных изменений и выявления возможных слабых мест. Однако прототип уже оснащён системой «Накидка». Это высокотехнологичное покрытие, которое скрывает технику от тепловизоров и радиолокационных станций, значительно усложняя наведение противотанковых ракет и другой техники. По заявлениям, заметность машины в инфракрасном диапазоне снижается более чем втрое, а в радиолокационном — в шесть раз, что непосредственно увеличивает её живучесть, так как операторам ПТРК приходится подходить ближе, что ухудшает их собственную безопасность. Кроме того, «Накидка» успешно используется с 2022 года и уже серийно производится. В общем, это чрезвычайно полезная система, доказавшая свою эффективность на практике, и то, что тяжёлые боевые машины пехоты будут ею оснащены, является огромным плюсом.
В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ:
Подводя итоги обзора новой разработки, стоит отметить, что все рассмотренные аспекты явно ориентированы на массовое производство. Идеальной целью было бы наладить выпуск хотя бы 200-250 единиц в год для удовлетворения основных потребностей, но выпуск даже 100 машин для критических направлений уже был бы значительным успехом. Всё будет зависеть от производственных возможностей и приоритетов УВЗ. Однако сама новинка не поражает своей сложностью — отсутствуют вооружение, боевые информационно-управляющие системы и тепловизоры, что значительно удешевляет проект. Разработка, судя по всему, не является инициативной, а предприятие загружено максимально, поэтому со временем можно ожидать появления тяжелой боевой машины пехоты (возможно, БМП-Т) на передовой.