У младенцев есть много общего: они плачут, ползают, много спят. Однако при этом проявляются их собственные маленькие индивидуальные особенности. Один младенец может проводить больше времени в недовольном настроении. Другой очарован ярким миром вокруг и тянется ко всему, что попадется на глаза.
Темперамент — вот слово, которым психологи описывают эти различия. По словам психолога Сэмюэля Патнэма, это некие особенности личности, которые можно наблюдать у младенцев и детей. Черты личности взрослого — это не только поведение и чувства, но и образцы мышления и идей, способность к глубоким размышлениям, художественные способности или эффективное выполнение задач. У младенцев и детей темперамент оценивается по характеристикам, которые могут наблюдать родители или другие люди, например, по уровню активности и эмоциональным реакциям. Темперамент младенцев продолжает развиваться в ясельном возрасте и далее, по мере того как дети оказываются в новых ситуациях и их способности растут. То, что проявляется в раннем возрасте, служит фундаментом для того, что приходит позже.
Однако эти изменения происходят не везде одинаково. К зрелому возрасту между группами людей в разных странах проявляются средние различия в характере. Например, в некоторых странах и регионах (таких, как США, Канада и большая часть Западной Европы) люди имеют более высокие показатели по экстраверсии, чем в других (например, в Индонезии и большей части Восточной Азии). Исследователи также отмечают средние различия между странами по другим показателям «Большой пятерки» (в нее входят экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту). Так, например, во Франции и России наблюдаются относительно высокие уровни невротизма, а в Эстонии и Швеции — более низкие.
Можно предположить, что для появления личностных различий потребуются долгие годы, которые люди проводят в своих сообществах. Однако уже в младенчестве можно обнаружить свидетельства межкультурных различий в темпераменте. Предыдущие исследования сравнивали младенцев и детей из двух или нескольких культур и обнаружили, например, что итальянские младенцы (в частности, мальчики) оценивались как «более ласковые», чем их ровесники в США, в то время как американские младенцы оценивались выше по уровню активности. В другом исследовании американские младенцы и дети были оценены как более пугливые, чем финские. В 2017 году Патнэм и психолог Мария Гартштейн провели более масштабное сравнение, обнаружив различия в средних оценках темперамента младенцев и детей в 18 разных странах.
Связывая различия в темпераменте со страной воспитания, а не с непосредственными факторами, подобные исследования позволяют предположить, что темперамент может формироваться не только ДНК или привычками родителей, но и более широкой культурой, в которую погружен ребенок, включая ее традиции, ценности, верования и другие социальные условности. Чтобы глубже изучить эту возможность, Патнэм, Гартштейн и их коллеги недавно опубликовали наиболее подробную картину того, как темперамент детей различается в разных странах мира, включив в нее наблюдения родителей за своими младенцами, малышами и детьми постарше в 59 странах. При этом они также выдвинули идею о том, как определенные общественные условия (и их влияние на отношение к детям) могут менять индивидуальные черты с самого раннего детства.
Патнэм и его коллеги просили родителей оценить детей по трем обширным направлениям, каждое из которых представляет набор мало связанных между собой характеристик.
Первое направление — это негативная аффективность, склонность испытывать и выражать негативные чувства, такие как страх, дискомфорт или печаль. Если ребенок особенно раздражителен или плачет чаще других, родитель, скорее всего, оценит его по этому параметру высоко.
Второе направление ученые назвали «активность», этот параметр очень похож на экстраверсию у взрослых, включает в себя уровень активности, улыбки и смех, а также отношение к новым вещам и стимулам. «Активные младенцы как только начинают ползать, все время в движении. Даже до того, как они начинают ползать, они всегда тянутся к чему-то, — объясняет Патнэм. — Кроме того, им нравятся интенсивные занятия, поэтому ребенок с высокими показателями активности спускается с горки вниз головой и хочет раскачаться так высоко, как только может».
И, наконец, третья группа характеристик - регуляторные способности, которые связаны с самоконтролем и вниманием. Они тоже меняются с течением времени: у ребенка это может выражаться в том, как часто он играет с игрушкой или смотрит на книжку с картинками более нескольких минут; позже способность хорошо следовать инструкциям или концентрироваться во время раскрашивания будет считаться признаком способности к регуляции. Этот аспект темперамента имеет сходство с такой чертой личности взрослого человека, как добросовестность или организованность.
Чтобы сравнить, как характеризуют младенцев и детей (до 10 лет) родители в зависимости от того, где они росли, исследовательская группа собрала десятки тысяч родительских оценок со всего мира. Выставляя оценки, родители указывали, как часто их ребенок демонстрирует определенные формы поведения (например, они могли сказать, что, получив игрушку, их ребенок улыбается или смеется «редко», «менее половины времени» и т. д.). Или же они оценивали, насколько соответствуют те или иные описания (например, «его очень трудно успокоить, когда он расстроен» или «любит активные и шумные игры»).
Несмотря на огромный разброс в пределах одного места, что ограничивает возможность говорить о том, какие дети живут в одной или другой стране, между регионами и странами наблюдаются четкие различия. Например, в Южной и Западной Азии, Южной Америке и Южной Европе, а также в таких странах, как Колумбия, Иран, Косово, Малайзия, Нигерия и другие, родители, как правило, ставили детям более высокие оценки негативной аффективности. Напротив, родители в Северной и Западной Европе, например, в Ирландии, Нидерландах и Швеции, склонны оценивать этот показатель у детей низко.
Как объяснить эти региональные различия? По словам Патнэма, его команда выявила две значимые переменные. Одна из них — коллективизм: «Дети в этих культурах, в том числе в Южной Америке и Азии, где больше внимания уделяется сплоченности группы, преуменьшению значения индивидуальности, как правило, демонстрируют более высокий уровень негативной аффективности». Причины этого, вероятно, сложны и могут отражать как влияние культуры на отдельных людей, так и коллективное формирование культуры. «Мы предполагаем, что, возможно, что-то в негативной аффективности заставляет людей объединяться и делать акцент на совместной работе как способе борьбы с опасностью, которую они видят в мире, — считает Патнэм. — В этих коллективных системах выражение негативной аффективности может быть более приемлемым, успешным или полезным, чем в других культурах».
Другой важной переменной, связанной с региональными различиями в негативной аффективности, был национальный доход: в менее богатых обществах родители отмечали больше признаков негативных эмоций у своих детей. Это может быть связано, по крайней мере отчасти, с повышенным стрессом, который сопровождает бедность.
По другим аспектам темперамента результаты оказались менее однозначными. В выборках из Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии, а также Юго-Восточной Азии оценка активности была относительно высокой, в то время как в Восточной Европе и Восточной Азии она была ниже. Исследователи предполагают, что в восточноазиатских странах более низкие оценки могут быть связаны с «долгосрочной установкой», описанной в предыдущих исследованиях, включающей «ценности бережливости, настойчивости и чувства стыда», которые могут сдерживать такие формы поведения, как стремление к азарту или немедленному вознаграждению. Между тем, оценки способности детей к регуляции были самыми высокими в юго-восточной и западной Азии и самыми низкими в восточной Азии, но неясно, что может быть причиной этих различий, они не были связаны ни с одной из культурных переменных, которые исследовали ученые.
Новые результаты во многом дополняют более ранние исследования личности взрослых, что вполне логично, поскольку считается, что младенцы и дети с определенным темпераментом с большей вероятностью разовьют схожие черты личности во взрослом возрасте. «Мы можем предположить, что те, кто обладает бурным темпераментом, повзрослев, будут склонны к риску, будут искать сенсаций, будут экстравертами», — говорит Патнэм. Поэтому интересно, что межкультурные различия в темпераменте в некотором роде совпадают с ранее наблюдавшимися различиями в личности взрослых. Например, страны, где родители высоко оценивали детей по негативной аффективности, как правило, были теми же странами, где взрослые ранее оценивали себя относительно высоко по показателям невротизма. Аналогичным образом, активные дети живут в странах, где взрослые имеют более высокие показатели экстраверсии.
Если особенности культуры влияют на темперамент младенцев и детей разными способами, как предполагают исследователи, то вопрос о том, как это влияние происходит, остается открытым. Но предыдущая работа Патнэма и других авторов дает представление об этом.
Влияние культуры и воспитания невозможно разделить: первое может влиять на второе. Может быть родительские практики, связанные со сном, помогают объяснить связь между культурой и темпераментом. «В странах с коллективистским укладом и более негативным настроем, дети, похоже, получают меньше сна и позже ложатся спать. Родители, вероятно, меньше используют такие вещи, как распорядок дня, который может включать в себя ванну перед сном, сказку и четкое время отхода ко сну», — говорит Патнэм, ссылаясь на предыдущее исследование.
Существует множество других вариантов того, как различия в поведении родителей в разных культурах могут теоретически влиять на темперамент детей. В обзоре исследований темперамента и культуры, опубликованном в 2018 году, психолог Синьинь Чен отмечает, что из-за требований социальных, экономических, исторических и экологических обстоятельств, люди в разных обществах придают разное значение определенным характеристикам ребенка. То есть родители в разных странах мира могут поощрять, терпеть или не поощрять определенные склонности (такие, как застенчивость, например), что может способствовать расхождению в оценках темперамента, обнаруженному исследователями. «Когда дети демонстрируют характеристики, которые ценятся в культуре, они получают социальное одобрение и поддержку, что не только способствует сохранению этих характеристик, но и помогает детям устанавливать позитивные социальные отношения, пользоваться возможностями и преимуществами» — пишет Чен.
Сигналы о том, что является нормальным и хорошим, поступают к нам не только через родителей, но и из других источников. «Когда мой ребенок идет к соседу, в школу или еще куда-то, он может получать совершенно разные сигналы, — объясняет Патнэм. — Но сила культуры заключается в том, что все соглашаются: именно таким ты должен быть в этом месте».
Как предполагает Патнэм, все это влияет на то, как взрослые воспринимают своих или чужих детей, а в ретроспективе — и самих себя. «В идее о том, что дети действительно рождаются разными, есть своя правда, — говорит он. — Но есть правда и в том, что их можно в какой-то степени изменить».
Новая глобальная карта темперамента, показывающая, как ранние оценки соответствуют тому, из какой части света родом человек, или аспектам его культуры, может дать представление о том, почему младенцы или школьники на вашей родине могут быть «совсем другими» в некоторых отношениях, чем их сверстники на другом конце света. Возможно, это также даст вам повод задуматься о том, как послания, ценности, родительские привычки и другие социальные ориентиры, характерные для вашей культурной группы, могли подтолкнуть вас к тому, чтобы вы стали менее активным ребенком, чем вы могли бы быть, или меньше расстраиваться, или развить другие черты, которые стали присущи вам, когда вы выросли.