Не так давно основная масса завербованных в деструктивные религиозные течения,(ваххабизм,салафизм) состояла из нищего необразованного населения, сегодня же, на примере того же Дагестана, в это течение уходит с головой и молодежь(а то и среброголовые уже) , которая никаких материальных проблем не имеет, а очень даже наоборот. Но объединяет и тех, и других----- именно необразованность и отсутствие способности аналитически мыслить. Мало того, большинство из них(да практически все) абсолютно безграмотны религиозно. Вместо того, чтобы самостоятельно читать и осмыслять главную религиозную книгу---Коран,они смотрят в рот и верят радикалам, которые говорят, что точно знают, чего хотел Всевышний и объясняют "суть" некоторых аятов. Но последователи радикализма манипулируют религией, используя только те религиозные тексты, которые им подходят и совершенно "забывают" о тех, которые не соответствуют их позиции, лишают возможности оболванивать людей.
Например, понятие джихада. У радикалов это определение трактуется как война против неверных (кафиров.Ими могут быть и сами мусульмане, не поддерживающие фундаментализм), как призыв уничтожать тех, кто не проповедует "чистый"ислам (к традиционному исламу это не имеет никакого отношения).
На самом деле в Коране джихад – это в первую очередь борьба со своими внутренними пороками, самоисправление, духовное очищение и совершенствование в себе гуманистических ценностей. Борьба с собственной подверженностью к искушению.
Обещание "Вечной жизнт в раю" у радикалов это просто-напросто оболванивание, потому как они используют подмену нравственных ориентиров.
Обещая скорое достижение Рая и, соответственно, всех атрибутов райской жизни, они делают упор на том, что цель оправдывает средства, даже если этими средствами будет самоподрыв или убийство невинных людей.
Однако ни в одном аяте нет пропаганды убийства, особенно слабых (детей, женщин, стариков).
Вот что я нашла про знаменитую суру "Аль-Бакара" (2:191), которую радикалы трактуют буквально:
"Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство".
Этот аят вырван из контекста священной книги мусульман, перед ним идёт совсем другой аят:
"Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ дозволенного".
Странно не понимать, что здесь речь идёт о преследованиях, но никак не об убийствах невинных. И данный фрагмент запрещает воевать с теми, кто не объявлял им войну.
Вот что еще нашла:
Объяснение суры "Ат-Тауба" (9:5), "...убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили". Толкователи Корана аль-Байдави (ум. 685 г.х) и аль-Алуси (ум. 1270 г.х.) объясняют, что речь идет о тех арабах-язычниках, которые нарушили мирные соглашения и начали воевать с мусульманами (накисин), поэтому Абу Бакр аль-Джассас (ум. 370 г.х.) указывает, что эти аяты относятся только к арабам-язычникам и ни к кому другому. А написанное далее гласит, что если противник вдруг попросил защиты, священный долг мусульманина – объяснить послание ислама, проводить в безопасное место.
То есть и здесь радикалы используют формулировку, вырванную не только из контекста аятов, но и из исторического контекста, потому как этот фрагмент Корана ни по форме, ни по содержанию своему не призывает к насилию.
Еще одну суру радикалы любят использовать "рваной" для призыва к борьбе и убийству--- суру "Аль-Анфаль" (8:60):
"Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней...".
Но там же идет следующий аят, который гласит:
"Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру"
Разве это пропаганду насилия, жестокости и унижения? Нет, конечно.
Радикалы намеренно вычеркивают исторический контекст из аятов, который оправдывает призывы в конкретном историческом событии, канувшем в лету, и которые не распространяется на мирное время. Например, сура "Ат-Тауба", 29-й аят (9:29),там есть цитата, которая по мнению радикалов якобы утверждает, что Коран велит мусульманам воевать с людьми писания до тех пор,
"...пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными".
То есть они намеренно вычеркивают исторический контекст этого аята – битву при Муте, сражение с конкретным враждебным государством – Византийской империей. Об этом говорит ранний толкователь Корана Муджахид ибн Джабр аль-Махзуми (ум. 104 г.х.)
Хочешь стать истинным "чистым" мусульманином?
Вербуя религиозно-безграмотных людей, радикалы намеренно обвиняют кого-либо в безверии, в несоответствии, давят на различие тех или иных традиций. Они отрицают светские ценности: образование и медицина, не ставят на центральное место "ахляк" (высокую нравственность), а наоборот, внушают своим приверженцам быть "отчуждёнными от других".
Там суть не в том, чтобы"человечностью, милосердием овладеть сердцами других", а наоборот, цель---сломать другого.
Создать Халифат--идейная пропаганда. Но, увы, деструктивная.
Радикалы утверждают, что необходимо разрушить действующий государственный строй и создать новое государство – исключительно для "правильно" верующих "чистых " мусульман. Поэтому они отрицают мазхабы, в особенности ханафитский, поскольку он наиболее лояльно относится к адату – праву, юриспруденции.
Вот только нигде в Коране вы не найдёте аята, который призывает к разрушению.
Опасность вербовки радикалами религиозно-безграмотных людей в том, что мало того, что они в угоду своим целям трактуют священную книгу вырывая фразы из контекста, так они еще и придают им другую эмоциональную окраску и смысл. Их манипуляции преследуют цель доказать, что и традиционный ислам одобряет насилие, тогда как традиционный ислам позиционирует себя как религия мира, которая никогда не призывала к жестокости.
В заключении хочется сказать, что не надо уподобляться стаду баранов, идущих на заклание. Для меня странно, что сегодня "традиционные мусульмане" поддаются вербовке бездумно , охотно веря проповедникам из-за рубежа, и с удовольствием распространяют их "истину". В чем причина?
всем добра.