Настоящая любовь существует: Михаил Григорьевич и Валентина Степановна Рыковы из села Васильевка Баяндаевского района прожили вместе 70 лет. Судьбой им было отведено немало испытаний, но как же достойно они их прошли.
«Мы жили по соседству»
Михаил Григорьевич родился в селе Манзурка Качугского района в крестьянской семье, где воспитывались семеро детей. Потом была армия в бухте Ольга Приморского края. Бравый, фасонистый «дембель» заприметил скромную Валю после совместной поездки в Качуг и пригласил в клуб.
– Не могу, трое ребят у меня, – сдержанно ответила девушка. Парень изумился – такая молоденькая и уже дети? Но в гости зашел. Убедился – на руках у Вали был покалеченный на стройке отец-фронтовик и младшие братья. Мама умерла молодой, Вале тогда было 12 лет. И учиться не пришлось ни одной четверти – водиться надо было с новорожденным братом. Отец сказал: «Учиться некогда, зыбку (детскую кроватку) ты и неграмотная качать можешь».
Заботы о младших четверых братьях и трех сестренках лежали на ее плечах. Не до клуба в юности было, не до гулянок. А Миша был настойчивым, заходил часто. Отец парня Григорий Григорьевич прямо заявил: «Приводи Валю к нам, не найдешь жены лучше». Он сразу оценил работящую и умную девушку.
– Так два отца, мой и Мишин, нас сосватали, – вспоминает Валентина Степановна. – Никаких слов о любви, поцелуев, свадьбы у нас не было. – Я к Мише переехала. Свекровь была нравом суровая. У них в семье и без нас 13 человек жили. И спать-то негде было, на крышу нас отселили.
Жизнь супругов вовсе не была похожа на сказку. Вечная нужда давила – ни вещей, ни денег не было. Из еды – что в огороде вырастет, да молоко из-под коровы. Валя работала в совхозе грузчиком. На первые командировочные купила сатин бордовый и сшила себе ватное одеяло. А матрас был соломенный. В субботу пол моешь, солому вытрясешь, новую набьешь. Такой была постель тех лет.
Молодая жена-«бесприданница» сильно стеснялась собственной бедности. Гордая была. Однажды даже хотела уйти обратно к отцу. Матрац, набитый соломой, перекинула через забор, словно попрощалась. А мудрый отец Степан Николаевич сказал, что негоже расходиться, терпеть надо. Тятины (папины) слова были законом, Валя слушалась его беспрекословно. Он воевал на Курской дуге, форсировал реку Северный Донец, был ранен. Конечно, как в любой семье, у молодых случались конфликты.
– Михаил-то сперва тоже отличался суровым нравом. А вообще-то нам ссориться и скандалить некогда было – работали много, детей растили, – вспоминает супруга.
Вся жизнь в труде
Молодая семья, переехавшая в село Харбатово, ютилась в необустроенной лачуге. Михаил Григорьевич к тому времени работал на тракторе, Валентина – в пекарне, по 200 булок в день выпекала, три села хлебом кормила. В семье двое детей подрастали. Валя насмелилась, пошла к руководителю совхоза с просьбой помочь построить дом. Люди помогли, а печь она сама с печником сложила.
Валентина Степановна никакой работы не боялась. Трудилась грузчицей леса на лошадях, участвовала в строительстве Харбатовской школы. Скрыв, что не имеет образования, она окончила курсы механизаторов в Баяндаевском училище. Последние 14 лет перед пенсией работала телефонисткой на узле связи.
Михаил Григорьевич – труженик тыла. Во время войны он, 12-летний курьер, возил по деревням документы государственной важности. Всю жизнь до работы был азартный. Попробовал много профессий – работал на строительстве карбасов (промысловых судов), заготовке сена и леса, бригадиром конюхов. И всю жизнь с техникой – на тракторе, на комбайне. Ответственный, серьезный, он и медаль имеет «За поднятие целинных земель».
Тихие радости
Из бесчисленных трудовых будней сложилась такая длинная жизнь. Много было у Рыковых трудностей, забот. Семья вырывалась из нужды и бедности, супруги работали не покладая рук. Потом пришлось хоронить близких. Словно злой рок преследовал семью – один за другим уходили родные из жизни.
Были, конечно, и тихие радости.
– Михаил Григорьевич, вы цветы жене дарили?
– А как же, полевые цветы привозил, – вступает в разговор супруг.
Вот эти маленькие отрады и согревали в жизни. Букет черемухи, привезенный Михаилом с поля. Бусы, подаренные им. Купленный первый телевизор. Праздник Нового года. А еще жалели супруги друг друга, берегли, помогали взаимно в трудностях и болезнях. И все дела совместно обсуждали, авторитарности не было.
Валентина и Михаил отдыхали мало. Случалось, что по 12 лет в отпуск не ходили. Однажды собрались на курорт в Тулунский район. Приехали к знакомым в Тулун, переночевали. Это было в середине марта 1969 года.
– А в это время случился советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманском. Думали, что война начнется, а мы в отъезде. И вернулись домой, на курорт не поехали, – вздыхает Валентина Степановна. – Но мы легко к трудностям относились, не тяготили они нас. Мне 92-й год, а жизнь пролетела как один день. И она мне дала многое, хоть и нелегкой была. Я ребенком в голод на колхозном поле мерзлую картошку собирала. Кто сегодня в это поверит?
Как два пальца на руке
Михаил Григорьевич в свои 95 лет сохранил ясный ум и хорошую память. Речь Валентины Степановны грамотная, хорошо поставленная. Вот и поверь, что женщина даже четырех классов не окончила.
– Брат мой Петро читать любил нам вслух, – поясняет собеседница. – Включали лампу-керосинку или в комелек полешко подбрасывали потолще. Огонь горел, избу освещал. А брат читал нам Чехова, Достоевского. Только Мопассана не читал, рано вам, говорил, такое. Я стихи раньше братьев наизусть выучивала с их слов, все на лету схватывала. Все у нас были музыканты, я играла на балалайке, на гармошке. Последний раз на свадьбе дочери Нины поиграла. Выписала ту гармошку из Тулы, такая голосистая, с регистром.
Сегодня супруги почти не ссорятся – чего уж теперь-то? «Мы сейчас уже родные, как два пальца на руке», – признаются Рыковы.
Михаил Григорьевич и Валентина Степановна вырастили троих детей. У них девять внуков и 18 правнуков. Старшей дочери Нине осенью исполнится 70 лет. Супруги с 2016 года живут у младшего сына Григория. Золотая им досталась невестка! И все семьи у детей крепкие.
– Не было в нашей родове такой моды – расходиться, – рассуждает Валентина Степановна. – Семья, она на женщине держится, на ее терпении, умении прощать. Жалеть надо близкого человека, понимать.
Дом у семьи уютный, гостеприимный. В окна заглядывает цветущая черемуха. Доброта, отзывчивость, умение прийти на помощь отличают Рыковых-старших.
– Они и сегодня материально помогают нашим ребятам в зоне СВО, – говорит начальник отдела ЗАГС по Баяндаевскому району Любовь Непомнящая. – 70 лет совместной жизни – необыкновенный юбилей, благодатная свадьба. Глядя на эту пару, понимаешь – и правда, с ними благодать, данная от Бога.